ЛИНКОР “ЯМАТО”
|
"На свете есть три совершенно ненужные вещи: египетские пирамиды, Великая китайская стена и линкор "Ямато" - в этом саркастическом утверждении офицеров японской армии проявилось глубокое разочарование нации в своих суперсверхдредноутах, постройка которых была окутана тайной и о небывалой мощи которых ходили волнующие слухи. Проходил один месяц великой войны на Тихом океане за другим; сражались и гибли авианосцы, крейсеры, подводные лодки и другие типы боевых кораблей; теснимая американскими штурмовыми частями, японская армия сдавала один остров за другим, а гигантские 460-мм орудия крупнейшего в мире линейного корабля все еще не сделали ни одного выстрела по противнику! Лишь тогда, когда американцы приступили к операции по захвату Филиппин, японское командование решилось, наконец, бросить в бой эту тщательно оберегаемую в течение трех лет силу. 23 октября 1944 года в составе эскадры адмирала Куриты, идущей к острову Лейте, двигались и крупнейшие в мире линкоры - однотипные "Мусаси" и "Ямато". В этот же день эскадра была обнаружена американскими подводными лодками. На следующее утро ее атаковали американские самолеты, поднятые с авианосцев. Шесть раз устремлялись торпедоносцы и бомбардировщики на японские корабли. Десять торпед и 16 бомб настигли "Мусаси". После четырехчасовой агонии он опрокинулся и пошел на дно. "Ямато", хотя и пораженный бомбами, сохранил ход в 26 узлов. Наутро впервые за всю войну заговорили его орудия, круша американские эскортные авианосцы и эсминцы. Канонада длилась два с половиной часа. Потом Курита прекратил преследование и повел свою эскадру назад. Через полгода, 6 апреля 1945 года, "Ямато" вышел в свой последний, самоубийственный поход. За элегантным названием операции "Парящие хризантемы" крылся чудовищный, бесчеловечный замысел японской военщины: нанести сокрушительный удар американскому флоту у острова Окинава при помощи эскадры, состоящей из кораблей-смертников: "Ямато", легкого крейсера и восьми эсминцев. С них сняли все ценное оборудование и заправили топливом, которого должно было хватить только на переход до Окинавы, Но американская авиация не дела эскадре даже приблизиться к цели. 7 апреля небо над японскими кораблями потемнело от бомбардировщиков, кружившиеся в воздухе в ожидании своей очереди на бомбометание. "Ямато" и пять других кораблей эскадры пошли на дно, так и не выполнив задачи. Японский флот, который на протяжении десятилетий создавался с таким упорством, с такой последовательностью и с жертвами, перестал существовать. Единственная из великих держав, не принимавшая участия в морских сражениях первой мировой войны, Япония лихорадочно строила дредноуты и сверхдредноуты, пытаясь создать могучий флот. Не удивительно, что именно японским инженерам довелось построить самые крупные и самые грозные линкоры периода первой мировой войны. Вслед за линкорами "Фузо" и "Ямаширо" японский флот получил два усовершенствованных корабля такого же типа: "Исе" и "Хиуга" (36 тыс. т., 25,25 узл., 12 - 356-мм орудий, максимальная толщина брони - 306 мм). За ними сошли со стапелей два самых мощных линкора своего времени "Нагато" и "Мутсу", при проектировании которых был учтен опыт мировой войны. Эти линкоры водоизмещением 39 тыс. т и скоростью хода 25 узл. вошли в историю как первые в мире линейные корабли, вооруженные 406-мм орудиями, по два в четырех башнях. В 1922 году Япония, подписав Вашингтонское соглашение, обрекла на уничтожение и переделку около полутора десятков строящихся линейных кораблей. В 1934-1936 годах модернизация полностью изменила внешний облик линкоров "Нагато" и "Мутсу". На них были установлены новые машины, добавлены бортовые були, тройное дно, снята одна труба, установлена характерная пагодообразная надстройка, увеличен угол возвышения орудия главного калибра. Были переделаны и линкоры "Исе" и "Хиуга". Лишь в 1934 году, отбросив все ограничения Вашингтонского и Лондонского соглашений, японцы приступили к проектированию новых линкоров, которые по автономности и мощности вооружения должны были превзойти все когда-либо существовавшие корабли. Пройдя 23 стадии, проектирование завершилось в 1937 году принятием окончательного варианта, и в 1940 году со стапелей сошел первый линкор серии "Ямато". Полное водоизмещение - 72 тыс. т., длина - 240 м, ширина - 39м, скорость - 27,5 узл., толщина брони - 406-650 мм, 9 - 460-мм орудий. В конструкции этих кораблей было несколько особенностей, новых для японского кораблестроения, - бульбовый нос для снижения волнового сопротивления и вспомогательный руль, установленный перед главным рулем для улучшения управляемости. Пока закладывались корпуса пяти линкоров этой серии, строители разрабатывали новый проект - усовершенствованный "Ямато" с шестью 504-мм пушками! Война не только помешала осуществлению честолюбивых замыслов самураев, но и продемонстрировала несбыточность их преувеличенных надежд на неотразимую мощь линкоров. Уже в ходе боевых действий японцам пришлось спешно устанавливать дополнительные зенитные орудия, число которых на "Ямато" было доведено до 137 (24 - 127-мм и 113 - 25-мм, а на "Мусаси" до 142 (12 - 127-мм и 130 - 25-мм). Но время линкоров уже безвозвратно миновали. Японский флот испытывал острейшую нужду в авианосцах. Это заставило срочно переделать "Шинано" - третий линкор типа "Ямато" - в авианосец, пустить на слом корпус четвертого, уже заложенного линкора этого типа и приступить к последней, самой фантастической модернизации "Исе" и "Хиуга". Сняв две кормовые башни, подняв борта и установив сверху широкую платформу, конструкторы получили ангар для 22 гидросамолетов-бомбардировщиков. Они должны были запускаться в течение 20 мин. двумя катапультами, садиться на воду и подниматься на борт с помощью кранов. Для отражения воздушных атак средняя 140-мм казематная артиллерия была снята, и вместо нее установлено 16 - 127-мм и 108 - 25-мм зенитных пушек. В дополнение к ним на крыше ангара поставили 180 127-мм зенитных ракет, наводящихся по проводам. Но ни один самолет с этих авианосцев не поднялся в воздух по самой простой причине - в Японии к концу войны не хватало летчиков, и командованию пришлось использовать эти искалеченные корабли только как линкоры. Символично: новейшие "Ямато" и "Мусаси", как и устаревшие, переделанные "Исе" и "Хиуга", были уничтожены в результате атак только с воздуха - грозное свидетельство того, что к концу второй мировой войны роль основной силы флота перешла к кораблям нового класса - к авианосцам.
На рис.: Линейный корабль “Ямато”.
|
ВОЕННО - МОРСКОЙ ФЛОТ ВО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ (1939 - 1945) |
ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА (1939 - 1945) |
НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ
|