БОРЬБА ЗА ОСТРОВ УЭЙК. (Декабрь 1941 г.)

(На основе американских и японских источников).


История войны на Тихом океане изобилует малоизвестными эпизодами борьбы за отдельные острова и атоллы, которые переходили из рук в руки. Многие из этих событий мало освещались отечественными историками. Чтобы восполнить этот пробел WARTIME начинает публикацию материалов, связанных с этой темой. Начнем с обороны американскими войсками острова Уэйк в декабре 1941 г. В США и Японии боевые действия вокруг Уэйка хорошо изучены и ниже мы приводим описания этих событий из авторитетных источников.

I. Уэйк. (Paul S. Dull. A Battle History of the Imperial Japanese Navy, 1941-1945. — Annapolis: U.S. Naval Institute Press, 1978.)

То, что называют Уэйком, на самом деле является группой из 3 островов: Пил, Уилкс и сам Уэйк. Это плоский коралловый атолл, выросший на вершине затонувшего вулкана. Окружность Уэйка (группы из 3 островков) менее 3 миль. Японцы хотели захватить Уэйк, так как он мог служить базой для американских воздушных налетов на принадлежавшие японцам Маршалловы острова. Кроме того, захват Уэйка и Гуама создавал барьер в центре тихого океана на американских путях к Филиппинам. Вдобавок захват Уэйка позволял им заделать брешь в оборонительном периметре и получить исходный пункт для высадки на Мидуэй.

Обитателями Уэйка на 8 декабря были 447 морских пехотинцев 1 крепостного батальона и подразделений авиации морской пехоты, 68 моряков, 5 служащих армейской почти, 70 служащих компании «Пан Америкэн», 1116 невооруженных гражданских лиц, нанятых командованием морской авиации для проведения строительных работ на авиабазе и базе подводных лодок. Вооружение состояло из 6-5» орудий, 12-3» зениток (без всяких систем управления огнем) 21-12,5-мм пулемета и небольшого количества 7,62-мм пулеметов. Воздушные силы имели одну эскадрилью истребителей, то есть 12 старых «Уайлдкэтов».

8 декабря Уэйк атаковали 36 двухмоторных бомбардировщиков 24 Воздушной Флотилии. Они уничтожили 7 самолетов, тяжело повредили 1, повредили комплекс «Пан Америкэн» и наделали воронок во взлетной полосе. Ни один японский самолет не был сбит. Налеты продолжались до 10 декабря. Было уничтожено много боеприпасов и повреждены некоторые 5» орудия.

Если Соединение Вторжения Гуам было очень большим, а противостояли ему мизерные силы, то Соединение Вторжения Уэйк было опасно слабым относительно потенциального неприятеля. 4 Флот, базирующийся на Трук, выделил для вторжения на Уэйк следующие корабли: легкий крейсер «Юбари» (флагман контр-адмирала Садамити Кадзиока), эсминцы «Муцуки», «Кисараги», «Яёй», «Мотидзуки», «Оитэ», «Хаятэ». Они сопровождали 2 транспорта (переоборудованные эсминцы) с 450 солдатами СМДЧ и 2 обычных транспорта с гарнизонными войсками. 2 старых легких крейсера, построенные еще в 1919 году — «Тэнрю» и «Тацута» — образовали группу поддержки. Это была явно не лучшая японская команда, и последующие события быстро это доказали.

Соединение Вторжения Уэйк вышло с якорной стоянки Руотта на Кваджеллейне, Маршалловы острова, 8 декабря. Через 2 дня оно прибыло к Уэйку. Боевое донесение крейсеров и образ действий японцев показывают, что они не ожидали серьезного сопротивления. Очевидно они полагали, что 2 дня бомбардировок сделают Уэйк беззащитным. Незадолго до 5.00 11 декабря японские корабли начали потихоньку подходить к острову. В обычном строю эскадры эсминцев «Юбари» шел бы в голове колонны, но сейчас строй немного изменили. «Тэнрю» и «Тацута» расположились между «Юбари» и эсминцами. Все соединение шло одной кильватерной колонной. Справа шли эсминцы-транспорты, слева обычные транспорты. Волнение было достаточно сильным, что делало спуск высадочных средств занятием долгим и трудным.

Защитники Уэйка заметили сверкающие отблески на юге вскоре после полуночи. Была сыграна боевая тревога. 4 уцелевших истребителя подняли в воздух, как только были замечены японцы. Морские пехотинцы стояли наготове у своих 5» орудий — по одной батарее на каждом из островов.

Японцы открыли огонь в 5.22, повернув влево на боевой курс параллельно периметру Уэйка в 6000 ярдов от берега. Морские пехотинцы пока не отвечали. Из бортового журнала «Тацуты» видно, что целью японского обстрела стали «район резиденций» и «жилой комплекс на западе». В любом случае совершенно очевидно, что по береговым батареям японцы не стреляли. Однако нефтехранилище на юго-западной оконечности Уэйка было подожжено. Через 20 минут, достигнув западной оконечности острова Уилкс крейсер «Юбари» сблизился до 4500 ярдов и начал новый галс. Морские пехотинцы все еще не отвечали. В 6.00 «Юбари» снова повернул, начав третий галс, и приблизился еще больше. В 6.10 береговые батареи открыли огонь. Батарея А на юго-восточном конце острова Уэйк заявила, что попала в «Юбари» уже вторым залпом, хотя в боевом донесении крейсера ничего не говорится о повреждениях. Один из эсминцев-транспортов, груженый войсками, получил роковое попадание с той же батареи, и его в конце концов вынесло на берег острова.

Контр-адмирал Кадзиока немедленно начал отходить на SW, сопровождая уцелевший эсминец-транспорт. Остальные транспорты попали под огонь батареи L с острова Уилкс, один из них получил попадание. Эсминцы «Хаятэ», «Оитэ», «Мотидзуки», чтобы прикрыть транспорты пошли прямо на батарею, намереваясь подавить ее. Но в результате лишь подтвердили старую истину: береговая батарея обычно сильнее корабля. Головной «Хаятэ» получил подряд 3 залпа, взорвался и затонул со всей командой. Погибло 168 человек. «Оитэ» получил попадание, 19 человек были ранены. Он вместе с «Мотидэуки» повернул на SSW от острова Уилкс. Тем временем перестроившаяся колонна — «Яёй», «Муцуки», «Кисараги» и замыкающие «Тацута» и «Тэнрю» — завязала перестрелку с батареей В на остров Пил. «Яёй» получил попадание (1 человек убит, 17 ранены), но ответным гнем батарея В была серьезно повреждена.

Когда появились истребители «Уайлдкэт», началась новая фаза боя. В 7.24 они зашли справа с носа на крейсер «Тацута». Пулеметным огнем была изрешечена носовая оконечность крейсера вблизи торпедного аппарата № 1, 5 человек были ранены, 3 торпеды были повреждены. Все это заставило корабли поставить дымовую завесу и тоже отойти на SW. Но «Уайлдкэты» не отставали. «Кисараги» попал под атаку в 30 милях от Уэйка. Его глубинные бомбы взорвались со страшным грохотом, и «Кисараги» затонул со всем экипажем (нормальная комплектация — 150 человек) в 7.31.

Боевое донесение «Юбари» сухо подводит итоги боя. «Хотя неприятель понес серьезные потери во время многочисленных, атак средних бомбардировщиков, он еще сохранил несколько истребителей, береговых батарей и тому подобного. Он яростно контратаковал, и мы были вынуждены отойти». Всего японцы потеряли 340 убитых, 65 раненых и 2 пропавших без вести. Соединение Вторжения Уэйк вернулось на стоянку Руотта, потеряв 2 эсминца и эсминец-транспорт. Предстояло отремонтироваться и подготовиться к новой попытке. Береговые батареи Уэйка остались в общем целыми, но зато уцелело всего 2 самолета. Невероятно, но погиб только 1 морской пехотинец. Бой со всей очевидностью показал, что не следует кораблям подходить слишком близко даже к 5» батареям.

В период между первой и второй высадками американцы решили усилить гарнизон Уэйка. Но замешательство, царившее в высшем командовании после Пирл-Харбора, и полное отсутствие информации о месте нахождения Объединенного Флота привели к тому, что все замыслы провалились. Не удалось ни усилить гарнизон, ни перехватить новые десантные силы японцев. Хотя имелись 3 эскадренных авианосца, все опасались, что Уэйк — просто приманка в японской мышеловке. Страх потерять еще и 3 авианосца вдобавок к потопленным в Пирл-Харборе линкорам сковал всех.

24 Воздушная Флотилия японцев продолжала ежедневные бомбардировки Уэйка. Ее усилили самолетами с тяжелых авианосцев «Хирю» и «Сорю». Они не устраивали засады, хотя японцы тоже понимали, что Уэйк могут отправить подкрепления. Японцы высадились на остров в предрассветном сумраке 23 декабря. Однако они имели, гораздо меньше сил, чем могли к этому времени собрать американцы. Поэтому, если американцы выказали робость и нерешительность, то японцы оказались слишком безрассудными и неподготовленными к битве, которая могли встать решающей. Японский флот выделил такое прикрытие, которое американцы, действуя энергично, могли просто раздавить.

Второе Соединение Вторжения Уэйк собралось в Руотта. Оно включало наскоро отремонтированные корабли, участвовавшие в первой попытке: легкие крейсера «Юбари», «Тацута», «Тэнрю», эсминцы «Муцуки», «Яёй», «Оитэ», «Мотидзуки», 1 эсминец-транспорт, 2 транспорта. Соединение получило еще 2 эсминца: «Асанаги» и «Юнаги», помогавший захватить Макин, а потом шаставший по Гилбертовым островам, 1 эсминец-транспорт, 1 транспорт, минный заградитель, груженый войсками авиатранспорт. К первоначальным силами СМДЧ были добавлены войска с уже захваченного Гуама, теперь было собрано около 2000 человек. Тяжелые крейсера «Кинугаса», «Како», «Аоба», «Фурутака» из Соединения Вторжения Гуам были сведены в Соединение Поддержки К оперативной зоны Маршалловых островов. 24 Воздушная Флотилия была усилена 24 гидросамолетами гидроавианосца «Титосэ». «Хирю» и «Сорю» со своими 108 самолетами, тяжелые крейсера «Тонэ» и «Тикумa», эсминцы «Уракадзэ» и «Таникадзэ» отделились от возвращающегося после атаки Пирл-Харбора Ударного Соединения, чтобы поддержать вторую высадку на Уэйк. Они были переданы под тактическое командование 4 Флота.

Десантные силы покинули Руотта в 5.45 21 декабря. «Хирю» и «Сорю» уже находились в 200 милях на NNW от острова. 21 декабря авианосные самолеты тоже совершили налет на Уэйк, вместе с самолетами 24 Воздушной Флотилии. Контр-адмирал Кадзиока на сей раз не бросился безоглядно на штурм и не стал проводить долгого артобстрела.

Вместо этого десантники ночью в 2.20 23 декабря были посажены на баржи в 2 милях от цели. Несмотря на сопротивление, вскоре были захвачены плацдармы. В 6.00 авианосные самолеты поддержали десант, а в 6.30 гарнизон капитулировал. Десантники потеряли 140 человек, на кораблях погибли 4 человека. Были сбиты 10 японских самолетов. 3 острова Уэйка стали частью Японской империи и образовали новое звено в японском оборонительном периметре. Линии снабжения Филиппин оказались перерезаны без всяких морских боев, а японцы получили урок проведения амфибийных операций.

II. Операции возле острова Уэйк .

(Horikoshi J., Okumiya M., Caidin M. Zero! The Air War in the Pacific During World War II From the Japanese Viewpoint. — Washington, Zenger, 1979.)

Через день после потопления «Принс оф Уэлса» и «Рипалса» в 100 милях от Сингапура наш флот потерпел свое единственное поражение в первые месяцы войны. Эффектная победа воздушной мощи над морской возле Малайи еще праздновалась в Японии, когда десантное соединение, атаковавшее крошечный остров Уэйк, было с треском разбито небольшим американским гарнизоном и было вынуждено бежать.

Если сравнивать собранные для захвата острова силы японцев и скромные силы обороняющихся, можно сказать, что наш флот потерпел одно из самых сокрушительных поражений.

К моменту начала операции наш флот разрывался на части, пытаясь выполнить многочисленные заявки армии. Поэтому он не смог выделить ни одного авианосца для прикрытия высадки на Уэйк 11 декабря. Флот не имел истребителей, способных долететь до Уэйка с ближайшей японской базы на Кваджеллейне, который находился в 600 милях от Уэйка в группе Маршалловых островов.

Сначала американский гарнизон Уэйка подвергся серии бомбардировок. Наши бомбардировщики с 8 по 10 декабря совершили около 30 налетов на остров.

11 декабря соединение вторжения подошло к острову. Его возглавлял контр-адмирал Кадзиока Садамити, командир 6 флотилии эсминцев. Соединение Вторжения Уэйк состояло из легкого крейсера «Юбари» с 6 эсминцами и сопровождающими кораблями. Ему были приданы легкие крейсера «Тэнрю» и «Тацута» под командой контр-адмирала Марумо Кунинори.

Вражеские береговые батареи на Уэйке с такой яростью обрушились на силы вторжения, что крейсер «Юбари» был поврежден, а эсминец «Хаятэ» потоплен. Это вынудило силы вторжения отойти за пределы дальнобойности американских орудий.

Кроме того, силам вторжения противостояли 4 истребителя F4F «Уайлдкэт» Корпуса морской пехоты. Наша эскадра оказалась отданной на расправу этим самолетам, которые совершили несколько атак против наших кораблей, используя пулеметы и бомбы. В результате обстрела и бомбардировки были повреждены легкие крейсера «Тэнрю» и «Тацута», а эсминец «Кисараги» был потоплен. Эсминец погиб после того, как бомба с американского истребителя взорвалась среди глубинных бомб на палубе корабля. Последовал сильный взрыв, который разорвал его на куски.

«Уайлдкэты» проявили особенную активность в первые дни войны. Их пилоты были действительно отважными людьми.

После того, как уверенность в успехе высадки была поколеблена береговыми батареями и верткими «Уайлдкэтами», контр-адмирал Кадзиока отвел свое соединение на Кваджеллейн, чтобы реорганизовать его для новой попытки вторжения. Полностью осознав сложность ситуации, адмирал Ямамото Исороку, главнокомандующий Объединенного Флота, приказал адмиралу Нагумо Тюити оказать помощь адмиралу Кадзиока в захвате Уэйка. Адмирал Нагумо возвращался домой после успешной атаки Пирл-Харбора.

15 декабря 2-я дивизия авианосцев контр-адмирала Ямагути Тамона, состоящая из авианосцев «Сорю» и «Хирю», в сопровождении 4 эсминцев направилась к Уэйку. Их прикрывала 8-я дивизия крейсеров контр-адмирала Абэ Хироаки, состоявшая из тяжелых крейсеров «Тонэ» и «Тикума».

Примерно 5 дней потребовалось авианосцам, крейсерам и эсминцам, чтобы собраться возле Уэйка для второй попытки высадки. В течение этого периода наши базовые бомбардировщики подвергали остров постоянным ударам. Однако они мало что могли сделать со зловредными истребителями «Уайлдкэт».

К 11 декабря 2-я дивизия авианосцев вышла в точку примерно в 200 милях северо-западнее Уэйка. Ямагути отправил 18 пикировщиков «Вэл» в сопровождении 18 «Зеро», чтобы атаковать остров. Плотная облачность помешала «Зеро» вступить в бой с «Уайлдкэтами». На следующий день 18 бомбардировщиков «Кейт» в сопровождении 18 «Зеро» снова бомбили Уэйк. Так как «Зеро», которыми командовал лейтенант Сугинами Масахару, не смогли увидеть вражеские истребители, они занялись обстрелом вражеских позиций. Эти обстрелы проводились одновременно с ударами бомбардировщиков.

Когда «Зеро» проходили на бреющем над островом, группа бомбардировщиков лейтенанта Абэ Хейдзиро была внезапно атакована одиноким «Уайлдкэтом». Вражеский пилот умело уклонился от наших истребителей, используя в качестве прикрытия облака, и спикировал на бомбардировщики, пока «Зеро» обстреливали позиции американцев на острове.

Прежде чем «Зеро» сумели вмешаться, 2 бомбардировщика были сбиты. «Уайлдкэт» был быстро уничтожен нашими истребителями. Больше вражеские самолеты не совершили ни одного вылета.

Мы в очередной раз захватили господство в воздухе над пунктом вторжения. Успех вторжения теперь полностью зависел от надводных сил и самолетов поддержки. Мощные вражеские береговые батареи, которые отбили первую попытку высадки, ничего не смогли противопоставить нашим бомбардировщикам и истребителям. Им оставалось только дождаться, чтобы вражеские орудия раскрыли свои позиции.

С помощью постоянных ударов пикировщиков «Хирю» и «Сорю» наша морская пехота должна была захватить остров к 23 декабря. Солдаты рвались отомстить за бесславный провал первой попытки вторжения и захватить остров к намеченной дате.

Согласно американским документам, которые стали известны после войны, 21 декабря контр-адмирал Флетчер вместе с авианосцем «Саратога» находился в 600 милях северо-восточнее Уэйка. Если бы 2-я дивизия авианосцев контр-адмирала Ямагути не была спешно отправлена к Уэйку или контр-адмирал Кадзиока задержался на несколько дней, операция могла быть сорвана американским авианосным соединением.

Наше сокрушительное поражение во время первой попытки высадки на острове (а это было наше единственное поражение на этом отрезке войны) и полученный очень дорогой ценой опыт оказались быстро забыты. Япония была слишком опьянена новостями о победах, которые долетали со всех уголков Тихого океана. Они заставили забыть горькие уроки, полученные возле острова Уэйк.

Если мы не смогли полностью осознать значение этой битвы а также уроки морской битвы возле Малайи, Соединенные Штаты охотно извлекали уроки из поражений, понесенных в первые дни войны. Поняв, что исход войны на Тихом океане будет решен не на суше и не на море, а в воздухе, Соединенные Штаты мобилизовали все свои ресурсы, чтобы организовать массовое производство самолетов и увеличить свои воздушные силы.

III. Гуам и Уэйк (Potter E.B. & Nimitz C.W. Sea Power: A Naval History. — USA, 1981.)

К вечеру 7 декабря адмирал Киммел получил донесение о том, что остров Гуам и атолл Уэйк также были атакованы японскими самолетами. Остров Гуам, расположенный на расстоянии свыше 3000 миль от Гавайских островов и в 1500 милях от Манилы, фактически был беззащитен. Японцы высадили на остров 5000 человек и легко овладели им.

С атоллом Уэйк дело обстояло несколько иначе. Хотя он и находился в пределах радиуса действия японской авиации, базировавшейся на Маршалловых островах, от Пирл-Харбора его отделяли всего 2000 миль открытого моря. Более тысячи рабочих на этом маленьком атолле в это время были заняты на строительстве аэродромов и баз подводных лодок. Около 450 морских пехотинцев, имевших десяток 76-мм зенитных орудий и полдесятка старых 127-мм пушек, — вот все, что предназначалось для обороны атолла. 4 декабря авианосец “Энтерпрайз” доставил сюда 12 истребителей F4F “Уайлдкэт”.

На рассвете 11 декабря, после того как оборона атолла была ослаблена воздушными налетами японцев с острова Кваджелейн, японские силы в составе трех легких крейсеров и шести эсминцев появились у атолла Уэйк. Когда японские корабли приблизились к острову, артиллеристы морской пехоты открыли огонь из 127-мм орудий, а самолеты-истребители поднялись в воздух. После того как два эсминца противника были потоплены, а два крейсера получили повреждения, японцы отошли, так и не высадив десанта.

Между тем адмирал Киммел разработал план и отдал приказ о посылке помощи гарнизону Уэйка. Авианосец “Саратога” под командованием контр-адмирала Флетчера должен был непосредственно прикрывать идущее пополнение, в то время как два других авианосца составили группу обеспечения. Однако время уже было упущено. “Саратога”, недавно прибывший в Пирл-Харбор с западного побережья США, закончил прием топлива только к вечеру 16 декабря. 21 декабря он был еще только в 600 милях от атолла Уэйк, но ему потребовалось еще два дня, чтобы пополнить запасы топлива на эсминцах своей Группы.

Быстро оправившись от поражения, 23 декабря японцы направили к атоллу новые, более крупные силы под прикрытием трех тяжелых крейсеров. Адмирал Нагумо, вернувшийся с флотом от Пирл-Харбора, выделил для этой группы еще два авианосца — “Хирю” и “Сорю”, чтобы поддержать высадку десанта. На рассвете 22 и 23 декабря самолеты с этих авианосцев уничтожили оставшиеся на атолле самолеты американцев, а ночью 23 декабря японский десант подошел к берегу, выбрав для высадки такие три пункта, где не могла действовать артиллерия морской пехоты. В то же время японские крейсера начали обстрел острова, оставаясь вне дальности стрельбы 127-мм орудий. После безнадежной борьбы защитники острова вынуждены были сдаться.

ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА (1939 - 1941)
ВОЕННО - МОРСКОЙ ФЛОТ ВО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ (1939 - 1941)
НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ WARTIME

Hosted by uCoz