БУДУЩЕЕ ВОЙНЫ НА МОРЕ, ВОЗМОЖНО, ЗА ШВЕДАМИ.

Шон Додсон

(The future of naval warfare may just be Swedish, writes Sean Dodson, “Guardian”, Thursday May 13, 2004)


Тайны корабля "стелс"

Корабль "стелс", невидимый для вражеских радаров, кажется трюком из фильмов о Джеймсе Бонде, но морской аналог американского бомбардировщика B2 строится на военной верфи на юге Швеции. По сообщению шведских ВМС, первый корвет класса Visby является военным кораблем принципиально нового типа: это фрегат, который легче и быстрее обычного корабля, и противник практически не способен его обнаружить. Это самое большое судно из углеродного волокна (сверхтвердого легкого пластика), что тоже является прорывом в судостроении. Последним таким прорывом был переход с дерева на сталь, который осуществила Британия в 1843 году.

Основные задачи, стоящие перед “Visby”, это патрулирование шведских территориальных вод и участие в военных операциях ЕС и ООН. Первый из пяти кораблей, строящихся по заказу военно-морского флота Швеции, экипаж которого составят 43 человека, будет сдан в эксплуатацию в январе будущего года. Visby весит около 600 тонн, примерно вдвое меньше, чем обычный корвет. На нем находится ангар для вертолета “Agusta-Westland”, который сможет садиться на верхнюю палубу. Ангар убирается в корпус судна. Убирается и 57-миллиметровое орудие “Visby”, чтобы не привлекать внимание радаров. “Visby” предназначается для противолодочной войны, он может ускользнуть от врага и установить противолодочные мины, не будучи обнаруженным.

ВМС Швеции начали поиски материала для корабля "стелс" сразу после холодной войны. Они перешли со стали на пластик и обнаружили, что это не только дает возможность обнаружения корабля неприятельскими радарами, но и делает судно менее уязвимым для вражеских мин и других форм электронного обнаружения, в частности – инфракрасным лучом. При обнаружении “Visby” может быстро уйти, поскольку он вдвое легче обычного корвета.

По данным судостроительной компании Kockums, “Visby” стоит примерно в полтора раза дороже обычного корвета. Но в долгосрочной перспективе по параметру цена-эффективность он превосходит обычные суда. "Углеродное волокно – дорогой материал, – признает Кьелл Гаузе, глава информационного отдела Kockums. – Но эксплуатационные расходы почти ничтожны".

"Стелс" – не единственный высокотехнологичный компонент “Visby”. Командо-контрольный центр корабля использует операционную систему “Windows NT”. Шведы утверждают, что это не делает корабль уязвимым для хакерских атак. Гоночные яхты и патрульные катера и раньше делали из углеродного волокна, но “Visby” – самое большое судно, которое будет построено из этого материала. Пока рано говорить о новых тенденциях в судостроении, поскольку ходовые испытания корвета только что закончились, но американские судостроители – Lockheed Martin, General Dynamics Corp и Raytheon – строят аналогичные корабли "стелс" для Пентагона. Сообщается, что следующее поколение американских эсминцев DDX будут строить из композитных материалов.

Если окажется, что по параметру цена-эффективность “Visby” действительно превосходит суда из стали, строительство торговых судов из твердого пластика, по мнению аналитиков, будет только вопросом времени.

ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ
НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

Hosted by uCoz