БУДУЩЕЕ ВОЙНЫ НА МОРЕ, ВОЗМОЖНО, ЗА ШВЕДАМИ. Шон Додсон (The future of naval warfare may just be Swedish, writes Sean Dodson, “Guardian”, Thursday May 13, 2004)
|
Тайны корабля "стелс"
Корабль "стелс", невидимый для вражеских радаров, кажется трюком из фильмов о Джеймсе Бонде, но морской аналог американского бомбардировщика B2 строится на военной верфи на юге Швеции. По сообщению шведских ВМС, первый корвет класса Visby является военным кораблем принципиально нового типа: это фрегат, который легче и быстрее обычного корабля, и противник практически не способен его обнаружить. Это самое большое судно из углеродного волокна (сверхтвердого легкого пластика), что тоже является прорывом в судостроении. Последним таким прорывом был переход с дерева на сталь, который осуществила Британия в 1843 году. Основные задачи, стоящие перед “Visby”, это патрулирование шведских территориальных вод и участие в военных операциях ЕС и ООН. Первый из пяти кораблей, строящихся по заказу военно-морского флота Швеции, экипаж которого составят 43 человека, будет сдан в эксплуатацию в январе будущего года. Visby весит около 600 тонн, примерно вдвое меньше, чем обычный корвет. На нем находится ангар для вертолета “Agusta-Westland”, который сможет садиться на верхнюю палубу. Ангар убирается в корпус судна. Убирается и 57-миллиметровое орудие “Visby”, чтобы не привлекать внимание радаров. “Visby” предназначается для противолодочной войны, он может ускользнуть от врага и установить противолодочные мины, не будучи обнаруженным. ВМС Швеции начали поиски материала для корабля "стелс" сразу после холодной войны. Они перешли со стали на пластик и обнаружили, что это не только дает возможность обнаружения корабля неприятельскими радарами, но и делает судно менее уязвимым для вражеских мин и других форм электронного обнаружения, в частности – инфракрасным лучом. При обнаружении “Visby” может быстро уйти, поскольку он вдвое легче обычного корвета. По данным судостроительной компании Kockums, “Visby” стоит примерно в полтора раза дороже обычного корвета. Но в долгосрочной перспективе по параметру цена-эффективность он превосходит обычные суда. "Углеродное волокно – дорогой материал, – признает Кьелл Гаузе, глава информационного отдела Kockums. – Но эксплуатационные расходы почти ничтожны". "Стелс" – не единственный высокотехнологичный компонент “Visby”. Командо-контрольный центр корабля использует операционную систему “Windows NT”. Шведы утверждают, что это не делает корабль уязвимым для хакерских атак. Гоночные яхты и патрульные катера и раньше делали из углеродного волокна, но “Visby” – самое большое судно, которое будет построено из этого материала. Пока рано говорить о новых тенденциях в судостроении, поскольку ходовые испытания корвета только что закончились, но американские судостроители – Lockheed Martin, General Dynamics Corp и Raytheon – строят аналогичные корабли "стелс" для Пентагона. Сообщается, что следующее поколение американских эсминцев DDX будут строить из композитных материалов. Если окажется, что по параметру цена-эффективность “Visby” действительно превосходит суда из стали, строительство торговых судов из твердого пластика, по мнению аналитиков, будет только вопросом времени.
|
ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ |
НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ
|