2. ДРУГИЕ ОПЕРАЦИИ


К моменту вторжения основных сил, развернулась активная деятельность диверсионных и специальных подразделений, играющая тем не менее большую роль в начавшейся операции. Надо сказать, что немецкое военное руководство и Адольф Гитлер в частности, очень детально и скрупулезно на протяжении всего периода войны рассматривали специальные операции как важнейший инструмент, сопутствующий успеху боевых действий основных сил. Склонность к такого рода авантюрным акциям часто приносила успех, но зачастую наблюдался прямо противоположный результат, несмотря на затраченные с истинно немецким упорством усилия.

Не вдаваясь в детали нацистской провокации на радиостанции в Глейвице,описанной выше, которая стала не более чем пропагандистским поводом для нападения на Польшу, остановимся на действительно стоящих внимания акциях специальных команд, имеющих военное значение.

В ночь с 31 августа на 1-е сентября 1939 г., переодевшись в форму польских железнодорожников, 80 специально подготовленных диверсантов под командованием обер-лейтенанта Граберта перешли немецко-польскую границу в Силезии. На рассвете 1-го сентября немцы смешались с толпой пассажиров на вокзале железнодорожного узла в Катовицах — самого крупного в юго-западной Польше. После известий о нападении Германии польские саперы начали срочно минировать центр управления железнодорожным движением; взрыв задержал бы наступление 10-й армии фельдмаршала Вальтера фон Рейхенау. Половина группы Граберта подошла к работающим полякам, окружила их, вытащила из рюкзаков автоматы и начала стрелять. В ход пошли также гранаты. Остальные диверсанты, оставаясь в толпе, выкрикивали по-польски противоречивые приказы, притворялись людьми, охваченными паникой, вскакивали в поезда, выкатывали вагоны за станцию. Через несколько секунд всюду воцарилась страшная неразбериха. После полудня Граберт передал катовицкий железнодорожный узел передовым частям 10-й армии. Полякам почти ничего не удалось уничтожить.

Акция в Катовицах была первой из серии диверсионных операций в Польше. Большую роль сыграл также захват дороги и железнодорожного моста на Висле, в Денблине.

Разбитый польский бронеавтомобиль wz.34 (Сентябрь 1939)

Ранним утром 1 сентября польские подразделения, находившиеся в Данциге, были вероломно атакованы немецкими войсковыми частями, скрытно проникшими в город. Вести о внезапном нападении успели дойти до Варшавы еще до того, как прервалась связь. В верхнесилезском промышленном районе немецкие боевые отряды, не входившие в состав регулярных войск, пытались захватить шахты, заводы и электрические станции, при этом использовалась помощь местных немцев (Volksdeutsche), отлично знакомых с обстановкой. В ночь перед немецким нападением какие-то таинственные враги захватили мосты в пограничной зоне; уточнить, что представляли собой эти враги, не удалось, но стало известно, что они подобрались к намеченным объектам сквозь позиции польских войск. В Катовицах группа местных немцев, имевших на рукавах повязки со свастикой, попыталась поднять восстание. Корреспондентка одной американской газеты имела возможность наблюдать, как 30 или 40 таких немцев (самому старшему из них было не более двадцати лет) шли под усиленным польским конвоем. Вслед за тем прибыли два грузовика.

В различных районах Польского коридора действовали боевые отряды, которые состояли из местных немцев или же пользовались их помощью. Французский консул в Гдыне, которому удалось бежать в Варшаву в первые дни войны, видел, как польские власти арестовали местных немцев, пойманных с поличным, когда они перерезали телефонные и телеграфные провода. В одном из городков старший полицейский офицер с возмущением сказал тому же консулу, "что он начинает всерьез задавать себе вопрос, не является ли каждый из его собеседников замаскированным немцем, которого следует арестовать?"

Следует упомянуть еще о некоторых действиях немцев, выходящих за рамки "нормального" способа ведения войны. Находившиеся в вольном городе Данциге польские чиновники и войска подверглись ранним утром 1 сентября 1939 года внезапному нападению со стороны бригады Эберхардта, получившей свое наименование по имени командовавшего ею генерала. Бригада формировалась в секретном порядке; сюда вошли члены штурмовых отрядов, эсэсовцы и местная полиция. (Landgraf, Kampf um Danzig, S. 10.)

Что касается района к югу от Данцига, то Гитлер уделил лично большое внимание разработке планов внезапного захвата двух важных мостов, имевшихся в Польском коридоре: железнодорожного моста через Вислу у Диршау, в двух десятках километров к югу от Данцига, и железнодорожного моста у Грауденц (Грудзёндз), в 60 километрах далее на юг. Оба моста имели важное значение, поскольку они обеспечивали прямую и быструю связь с Восточной Пруссией, откуда немецкие армии намеревались зайти в тыл войскам, оборонявшим Варшаву. Согласно разработанному плану, на польскую охрану указанных мостов совершали внезапное нападение парашютисты и пехотинцы, переодетые в форму железнодорожников. В конечном счете удар по Грауденцу не состоялся: пришли к выводу, что шансов на успех слишком мало. Захватить мост у Диршау также не удалось. Выделенные для этого 12 эсэсовцев, хорошо знавших местность, а также саперная рота должны были приблизиться к мосту в товарном составе, за которым следовал бронепоезд; одновременно польский гарнизон предмостного укрепления должен был подвергнуться бомбардировке. Однако поляки сумели своевременно взорвать мост.

Подобных эпизодов активных действий германских спецподразделений в первые часы и дни польской кампании великое множество, следует добавить, что самую активную поддержку эти действия встретили у проживающего в Польше немецкого населения, которое было подготовлено к предстоящим операциям психологически и отчасти принимало в них непосредственное участие, исполняя рольпятой колонны в тылу сражающихся польских войск.

Карта Польши (сентябрь 1939)

ГЛАВА II. ПРИГРАНИЧНЫЕ СРАЖЕНИЯ

Hosted by uCoz