ТРАЛЬЩИКИ ТИПА “Оксёй” 1994 ВМС Норвегии.

Капитан 2 ранга С.Прокофьев. "Зарубежное военное обозрение" №4/2001.


Для обновления корабельного состава минно-тральных сил командование ВМС Норвегии в 1989 году выдало заказ на строительство девяти противоминных кораблей на воздушной подушке. Четыре таких корабля относятся к подклассу тральщиков - искателей мин (их бортовые номера М340 -М343), пять других - к базовым тральщикам (М350 - М354). Строительство кораблей осуществлялось компанией “Кваэрнер” в г. Мандал (Южная Норвегия), где построена новая судоверфь, приспособленная для сборки корпусов модульным способом. Головной тральщик - искатель мин передан флоту в 1994 году. Он получил название “Оксёй”. Строительство всех четырех кораблей этой серии завершилось в 1995 году. Вторая серия из пяти ТЩ типа “Алта” была построена в период 1996 - 1997 годов. Эти корабли заменили в составе ВМС тральщики типа “Сауда” постройки 50-х годов. Тральщики - искатели мин и базовые тральщики имеют одинаковые корпуса и аналогичное оборудование и отличаются в основном лишь составом противоминного вооружения. Если на базовом тральщике оно состоит из контактного, магнитного и акустического тралов, то на тральщике - искателе основным средством уничтожения донных и якорных мин являются два автономных телеуправляемых подводных аппарата “Плуто”, доставляющих к мине подрывной заряд или взрывной резак. Кроме того, предполагается использование водолазов, в связи с чем корабли типа “Оксёй” оборудованы декомпрессионной камерой.

При постройке кораблей специалисты компании “Кваэрнер” применяли многослойный стеклопластик, позволяющий создать достаточно прочный корпус, который в три раза легче традиционных стальных корпусов. Проведенные испытания на взрывостойкость (вначале с использованием опытной секции корпуса, а затем и с участием головного корабля) подтвердили расчетные данные и не выявили образования трещин, расслоения пластиковых панелей или расхождения швов. С выходом корабля на воздушную подушку в воде остаются только бортовые стенки, называемые скегами. Благодаря этому смоченная поверхность его корпуса значительно меньше, чем у тральщика водоизмещающего типа, и соответственно на корабль приходится меньшая доля энергии подводного взрыва. Это обстоятельство повышает безопасность личного состава и работоспособность всего оборудования. Значительно снижены акустическая и магнитная сигнатуры корабля.

Энергетическая установка состоит из двух дизелей мощностью по 1400 кВт, обеспечивающих работу водометных движителей, и двух дизелей по 700 кВт, предназначенных для работы нагнетателей воздуха, поддерживающих давление в воздушной подушке. Управление движением корабля по курсу осуществляется с помощью заслонок, изменяющих направление потока воды. В качестве подруливающих устройств, улучшающих маневренность корабля используются вентиляционные клапаны воздушной подушки, расположенные в носовой части. Все рабочие элементы движительно-рулевого комплекса объединены автоматизированной динамической позиционной системой, контролирующей техническое состояние двигателей и механизмов, управляющей их работой и обеспечивающей совместно с навигационной системой назначенный режим хода или удержания корабля в заданной точке.

Для обнаружения миноподобных объектов и классификации мин на кораблях типа “Оксёй” используются две гидроакустические станции, антенная система которых собрана в обтекателе, закрепленном на концах двух поворотных штанг под днищем корабля. В рабочем режиме обтекатель опускается между скегами на глубину 2 м. Поскольку в таком случае антенны работают в менее возмущенном потоке, чем у обычных подкильных гидроакустических станций, дальность обнаружения мин увеличивается и достигает 600 - 800 м в секторе 90° с каждого борта.

Все средства наблюдения за подводной обстановкой, навигационное оборудование, противоминное вооружение объединены комплексной противоминной системой “Микос”, основные компоненты которой находятся на командирском мостике и боевом информационном посту корабля. На мостике расположены пульт вахтенного офицера, пульт динамической позиционной системы, прокладочный стол, пульт командира корабля. В боевом информационном центре - пульты офицера, руководящего поиском и уничтожением мин, и его помощника; второй пульт динамической позиционной системы; пульты гидроакустических станций миноискания и классификации мин, тактической обстановки, управления подводным аппаратом. Командование ВМС Норвегии считает, что новые противоминные корабли способны эффективно решать задачи противоминной обороны побережья страны.

Водоизмещение: 375 т

Длина максимальная: 55,2 м

Ширина: 13,6 м

Осадка: 2,5 (на ВП - 0,9) м.

Энергетическая установка: 2 дизеля по 1400 кВт и 2 по 700 кВт; скорость 20,5 уз.

Вооружение: 20-мм спаренная артустановка и два 12,7-мм пулемета.

Рассматривается вопрос об оснащении кораблей зенитным ракетным комплексом.

Экипаж: 38 человек.

ВОЕННО - МОРСКИЕ СИЛЫ НОРВЕГИИ
ВОЕННО - МОРСКОЙ ФЛОТ
НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

Hosted by uCoz