ВОЕННО-МОРСКИЕ СИЛЫ НОРВЕГИИ
|
Норвежские военно-морские силы являются самостоятельным видом вооруженных сил. В мирное время на них возлагается решение следующих основных задач: - осуществление контроля за соблюдением режима территориальных вод (12 миль), исключительной экономической (200 миль) и рыболовных зон; - охрана морских границ и объектов добычи углеводородного сырья; - участие в многонациональных операциях в рамках НАТО, ЕС, ООН и других международных организаций; - выполнение полицейских и таможенных функций в национальных территориальных водах; -участие в проведении поисково-спасательных операций. Административное руководство военно-морскими силами осуществляет главный инспектор (командующий) через управление ВМС, организационно входящее в штаб обороны, а оперативное руководство ими - главнокомандующий вооруженными силами через центр морских операций объединенного оперативного командования ВС Норвегии. Главный инспектор ВМС несет ответственность за подготовку и комплектование экипажей кораблей и подразделений военно-морских сил личным составом, а также осуществляет контроль за боевой и мобилизационной готовностью кораблей, их своевременным материально-техническим обеспечением и обслуживанием, проведением поисково-спасательных операций на море. В структуру военно-морских сил входят командование флота и служба береговой охраны (БОХР). В оперативном подчинении ВМС находятся эскадрилья базовой патрульной авиации и вертолетная эскадрилья, административно относящиеся к командованию ВВС. Общая численность личного состава ВМС (по состоянию на 2005 год) около 5 000 человек, в том числе на флоте - 4,4 тыс., в амфибийном батальоне (морская пехота) - 0,6 тыс. В береговой охране насчитывается 950 человек. На вооружении военно-морских сил состоят: боевые корабли - 21, в том числе шесть подводных лодок, пять фрегатов УРО, минный заградитель, шесть тральщиков-искателей мин и четыре патрульных корабля постоянного состава БОХР (дополнительно до 17 малотоннажных патрульных кораблей и катеров используются по фрахту), боевые катера - 35 (15 ракетных и 20 береговой обороны), вспомогательные суда - 17. В резерве флота числятся четыре корабля (фрегат и три танкодесантных) и два вспомогательных судна. Командованию флота (штаб в ГВМБ Хоконсверн) подчинены три флотилии однородных сил: подводных, надводных и минно-тральных, а также флотилия береговой обороны. Флотилия подводных сил имеет в своем составе дивизион подводных лодок (шесть дизельных ПЛ типа "Ула"), вспомогательные обслуживающие суда и подразделение учебного центра ВМС "Торденшельд". Флотилия надводных сил включает дивизион фрегатов и плавбазу "Хортен". В дивизионе имеется три фрегата УРО типа "Осло", построенные в середине 1960-х годов, и два типа "Фритьоф Нансен" (постройки 2005 и 2007годов). Проект ФР УРО типа "Осло" создавался на основе корпуса и энергетической установки фрегата ВМС США типа "Дили", а половину стоимости постройки пяти фрегатов (головной корабль F 300 "Осло" сел на мель и затонул в январе 1994 года, а F 303 "Ставангер" выведен из боевого состава в 1999-м) компенсировали Соединенные Штаты. В конце 80-х годов прошлого столетия корабли прошли модернизацию, в процессе которой на них были установлены современные радиолокационные станции обнаружения воздушных целей, а комплексы ПВО "Си Спарроу" переоборудованы для запуска ЗУР новой модификации. Тем не менее к настоящему времени эти корабли технически полностью устарели и подлежат замене новыми фрегатами УРО типа "Фритьоф Нансен" (серию из пяти кораблей планируется построить и передать флоту к 2010 году). В июне 2007г. в состав ВМС Норвегии вошел второй ракетный фрегат типа "Фритьоф Нансен", оборудованный системой ПВО "Иджис". Как и головной корабль серии, новый фрегат был назван в честь известного норвежского моряка и путешественника - на сей раз Руаля Амундсена (Roald Amundsen). В общей сложности норвежский флот планирует приобрести пять боевых единиц этого типа. Постройка кораблей осуществляется в Испании, на верфи Navantia. Корабль оснащен вертикальной пусковой установкой Mk 41, позволяющей запускать противокорабельные ракеты NCM, и зенитные Sea Sparrow и ESSM. Относительно большие размеры (водоизмещение до 5200 тонн) и хорошие мореходные качества позволяют эффективно использовать корабли этого типа в северных морях с частыми штормами.
Фрегат УРО типа "Фритьоф Нансен" Фрегаты военно-морских сил Норвегии c 2008г. начали оснащаться новейшей системой противоторпедной защиты LOKI. Эта система, разработанная британской компанией QinetiQ, предназначена для постановки помех акустическим торпедам. Она может работать в двух режимах: глушения - когда выпускаемые ловушки издают случайные громкие шумы, заставляющие торпеду, система наведения которой работает в режиме пассивного поиска, отвлечься от реальной цели, и подавления, рассчитанном на противодействие узконаправленному лучу активного гидролокатора. 130-миллиметровые ловушки комплекса LOKI могут запускаться из существующих реактивных бомбометов, установленных на надводных кораблях, а также с помощью пневматических установок подводных лодок. Стоимость контракта на поставку системы LOKI превышает четыре миллиона евро. В перспективе, кроме фрегатов, новыми средствами защиты от торпед будут оснащены и другие корабли ВМС Норвегии. Флотилия минно-тральных сил состоит из дивизиона минно-тральных кораблей (шесть типа "Оксей" - четыре в варианте искателя мин и два базовых тральщика), минного заградителя "Тир" и отряда водолазов саперов. Основными задачами отряда водолазов-саперов являются разминирование и минирование участков побережья и примыкающих к ним водных акваторий, а также участие в диверсионных действиях. Кроме того, специалисты отряда могут привлекаться к обезвреживанию различных морских взрывных устройств. Тральщик типа " Оксей " Флотилия береговой обороны имеет в своем составе два дивизиона ракетных катеров (14 РКА типа "Хаук" и один - "Шелд"), амфибийный батальон и отряд специального назначения ВМС. На нее возложено решение задач по обеспечению военно-морского присутствия в прибрежных районах и их обороне. В состав амфибийного батальона (ПБ Тронденес) входит дивизион десантных кораблей и катеров, который в настоящее время включает 20 катеров береговой обороны проекта 90N (три танкодесантных корабля типа "Рейнесунд" выведены из боевого состава в 2002 году, находятся в резерве и приписаны к ВМБ Рамсунд). Вспомогательные силы флота включают: разведывательный корабль "Марьята" (полное водоизмещение 7 560 т, основные размерения 82 х 40 х 6 м, скорость хода 15 уз, экипаж 14 человек, специалистов радиоэлектронной разведки - 31), пять гидрографических судов водоизмещением 200-400 т (находятся под оперативным управлением министерства окружающей среды и базируются в Ставангере), семь малотоннажных судов (перевозка грузов и личного состава, обеспечение поисково-спасательных и водолазных работ), плавбазу "Хортен" (водоизмещением 2 350 т), транспорт снабжения/спасатель "Валкириен" (3 000 т) и два учебных судна для прохождения практики курсантами военно-морского училища. С 2003 года береговая артиллерия выведена из боевого состава ВМС. Все 30 артиллерийских фортов законсервированы. Матчасть девяти батарей (орудий крупного и среднего калибров), трех торпедных и пяти ракетных батарей размещена на складах длительного хранения или в хранилищах фортов. Основными задачами службы береговой охраны являются: охрана норвежских территориальных вод, экономических и рыболовных зон, участие в поисково-спасательных операциях, обеспечение проведения учений национальных ВМС и ОВМС НАТО, контроль за соблюдением правил экологической безопасности и использования природных ресурсов. Служба БОХР включает два дивизиона патрульных кораблей - "Север" и "Юг" (свыше 20 патрульных кораблей и катеров, большая часть которых зафрахтована). Дивизион кораблей БОХР "Север" приписан к ПБ Сортланни имеет в своем составе 14 патрульных кораблей и катеров. Патрульный катер типа "Skjold" ВМС Норвегии Дивизион кораблей береговой охраны "Юг" (ГВМБ Хоконсверн) включает четыре патрульных корабля и три катера. Для оперативного урегулирования конфликтных ситуаций, возникающих при задержании иностранных судов, нарушивших установленные нормы добычи биоресурсов в экономической и рыболовной зонах Норвегии, к министерству обороны страны прикомандирован представитель службы береговой охраны. В структуре БОХР имеется также внутренняя береговая инспекция, предназначенная для осуществления контроля за судоходством, выполнения полицейских и таможенных функций (пресечение деятельности лиц и организаций, занимающихся контрабандой и браконьерством), наблюдения за состоянием окружающей среды, локализации и устранения последствий экологических катастроф, обеспечения аварийно-спасательных работ в территориальных водах. Патрульный фрегат ледокольного типа KV "Svalbard" (W303) ВМС Норвегии В интересах повышения эффективности деятельности внутренней береговой инспекции планируется создать базу данных и систему компьютерной связи, позволяющие получать необходимую информацию в реальном масштабе времени. На службу береговой охраны Норвегии Международным комитетом по рыболовству возложена обязанность осуществлять контроль за выполнением установленного режима рыболовства в международных водах Северной Атлантики (в том числе правильности использования квот, выделяемых комитетом). В соответствии с перспективным планом министерства обороны 2000 года, одобренным норвежским парламентом, военно-морские силы подлежат реструктуризации, а их боевое применение переориентируется с выполнения исключительно оборонительных задач на участие в многонациональных операциях, в том числе в своих территориальных водах. С этой целью в ВС страны сформированы национальные силы высокой готовности. Морской компонент национальных сил высокой готовности включает: штаб оперативной тактической группы, фрегат УРО, подводную лодку, минный тральщик, дивизион ракетных катеров (четыре РКА), корабль обеспечения, амфибийный батальон и подразделение водолазов-саперов. Кроме того, в состав морского компонента сил первоочередного задействования ОВС НАТО могут выделяться: фрегат типа "Осло" или "Фритьоф Нансен", подводная лодка типа "Ула", дивизион ракетных катеров (четыре РКА), минно-тральный корабль, минный заградитель, плавбаза, амфибийный батальон, подразделение водолазов-саперов. ПЛ типа "Ула" ВМС Норвегии Система базирования ВМС Норвегии включает: главную военно-морскую базу Хоконсверн, ВМБ Рамсунд, ПБ Сортланн, а также пункт ремонта и обслуживания подводных лодок Улавсверн. Кроме того, в интересах национальных военно-морских сил могут быть задействованы находящиеся на консервации пункты базирования: Альта, Берген, Буде, Кристиансанн, Свартнесс, Ставангер, Тронденес, Тронхейм, Хаммерфест, Харстад и Хортен. Строительство военно-морских сил осуществляется в соответствии с программой реформирования ВС Норвегии, рассчитанной на период с 2005 по 2008 год. Программа предусматривает оптимизацию организационно-штатной структуры флота, проведение модернизации имеющихся сил и средств, принятие на вооружение кораблей новых проектов (пять фрегатов УРО типа "Фритьоф Нансен", строительство серии малозаметных ракетных катеров типа "Шелд"), а также некоторые изменения в системе подготовки личного состава. Организационно-штатная структура службы береговой охраны останется без изменений. Кроме того, в рамках проекта НАТО по созданию резерва судов для стратегических морских перебросок в чрезвычайных условиях командование норвежских ВМС планирует заключить "контракты готовности" с гражданскими компаниями, которые согласны предоставить свои суда для перевозки войск и грузов в интересах ОВС альянса. 8 января 2007 года в Осло перед представителями национальной Ассоциации офицеров с ежегодной речью выступила министр обороны Норвегии Анне-Грете Стрём-Эриксен. Такие встречи являются традиционными и в большей степени представляют собой не отчёт о проделанной работе, а рассказ о перспективах дальнейшего развития национальных вооружённых сил. Говоря о национальных вооружённых силах, глава военного ведомства неоднократно подчеркивала, что Норвегия располагает "хорошей, гибкой, подготовленной, пользующейся доверием и поддержкой населения страны армией". Были приведены примеры активной деятельности частей и подразделений различных родов и видов войск в конце 2006 года и в первую "определяющую", как подчеркнула министр, неделю нового 2007 года. Немало было сказано об участии норвежцев в миротворческих миссиях, об успехах военнослужащих хемверна (национальной гвардии) и сухопутных сил и т. д. Единственным вопросом, который возник у внимательного слушателя, являлось то, что ни национальные ВВС, ни ВМС не удостоились ни слова в свой адрес. Но кто станет останавливаться на такой мелочи, "если в остальном всё просто прекрасно". А между тем, люди заинтересованные и компетентные знакомы с той оценкой, которую дают этим видам вооружённых сил представители норвежского военного руководства. Так, в конце 2006 года командующий объединённым оперативным командованием ВС Норвегии вице-адмирал Ян Рекстен заявил, что уровень современного оснащения армии и флота "опасно приблизился к минимуму" и иногда даже находится "ниже критической отметки". Хотя глава ООК отказался конкретизировать свои слова, его предупреждение о том, что "ударные силы на море полностью отсутствуют", в первую очередь, свидетельствует о бедственном положении норвежских ВМС. А главный инспектор (командующий) сухопутных сил Норвегии генерал-майор Роберт Муд высказался в пользу повышения уровня профессионализма военнослужащих и увеличения в этой связи срока службы по призыву до двух лет. Сообщения с комментариями о сложной ситуации в ВВС и ВМС страны постоянно появляются и в прессе. К примеру, в ноябре 2006 года газета "Афтенпостен" опубликовала материал, где привела данные, свидетельствующие о низкой боеготовности флота. Как было отмечено, не считая четырёх устаревших подводных лодок типа "Ула" и нескольких минных тральщиков, военно-морские силы Норвегии располагали на конец 2006 года лишь фрегатом УРО "Нарвик" и двумя ракетными катерами (рка) типа "Хауг". Причём крупнейшая в норвежском флоте единица должна быть окончательно выведена из боевого состава в 2007 год. Четыре же других катера типа "Хауг", осуществляющие сейчас патрулирование территориальных вод Ливана, могут быть задействованы по национальным планам не ранее 2008 года. Кстати, в своём выступлении перед представителями Ассоциации офицеров госпожа Стрём-Эриксен упоминала эти катера, подчеркивая их "активную и эффективную деятельность на Ближнем Востоке". И это несмотря на то, что ранее в СМИ высказывались резонные сомнения относительно готовности кораблей малого водоизмещения к выполнению задач серьёзной боевой службы . В ходе итоговой инспекторской проверки накануне выхода в море экипаж одного из ракетных катеров не смог уложиться в зачетные нормативы по борьбе за живучесть, а также поиску и спасению. На другом катере были выявлены технические неисправности всех четырех орудий. Кроме того, из 100 человек личного состава экипажей 50% были не имеющие достаточного опыта призывники. Печальная история с ракетными катерами, однако, на этом не заканчивается. Судя по всему, из-за существующих финансовых проблем приказал долго жить проект модернизации ВМС за счёт строительства современных рка типа "Шёльд". Не лучшим образом обстоят дела и с программой принятия на вооружение ВМС Норвегии новейших фрегатов типа "Фритьоф Нансен". В июне 2006 года газета "Афтенпостен" сообщила, что данный проект может быть приостановлен по причине дефицита личного состава, способного обслуживать современную технику. Речь, в первую очередь, шла об обладающих соответствующими специальными навыками и знаниями офицерах, недокомплект которых составляет, ни много, ни мало, более 500 человек. Проблема усугубляется также тем, что у флота напрочь отсутствуют реальные возможности по подготовке такого количества военнослужащих. То есть эта проблема не сможет быть решена даже к 2010 году, когда, согласно существующим планам, в строй должен будет встать последний корабль данного типа. Но беда не ходит одна. И уже сейчас, головной фрегат этой серии "Фритьоф Нансен", проходя ходовые испытания, столкнулся с проблемой коррозии корпуса, что, как правило, имеет место лишь после двух лет интенсивной эксплуатации. А ведь речь идёт о новейшем корабле! Подводные силы Норвегии пока "держатся на плаву". Но находящиеся на вооружении дизельные субмарины типа "Ула" имеют средний возраст около 20 лет, что даёт "определённую пищу для размышлений". Надолго ли хватит "старушек" и хватит ли вообще?! Появляющиеся сомнения косвенно подтверждает широко разрекламированный в конце января 2007 года командующим норвежскими подводными силами коммандёром Эриком Бёе проект, целью которого, по его заверениям, должна стать "отработка навыков управления одной ПЛ двумя экипажами попеременно". Громкие слова прозвучали, фанфары пропели, а в сухом остатке оказалось, что определяющим фактором для принятия подобного решения стала отнюдь не попытка улучшить процесс оперативно-боевой подготовки, а… необходимость постановки в капитальный ремонт ранее, чем планировалось, очередной подлодки. Куда же после этого девать освобождающийся личный состав при дефиците техники? Согласно планам командования Норвегии, подводные лодки данного типа будут входить в боевой состав флота до 2020 года. И дальнейшие перспективы развития подводных сил Норвегии выглядят достаточно туманно. Заменой для "Ул" должны были стать корабли уже окрещённые "Викинг" - детище общего труда специалистов трёх скандинавских государств: Швеции, Норвегии и Дании. Однако в 2003 году норвежцы заявили о своём выходе из этого проекта. 31 января 2009 на артиллерийском полигоне вооруженных сил США в штате Калифорния норвежская армия провела очередные испытания новейшей противокорабельной ракеты NSM (Naval Strike Missile). Как сообщила 2 февраля пресс-служба компании-производителя Kongsberg Defence & Aerospace, испытания были признаны "очень успешными". В частности, как отмечено в пресс-релизе, ракета совершила полет по намеченной траектории и поразила цель, в качестве которой, согласно замыслу испытаний, выступал корабль условного противника. На пути к цели ракета выполнила серию сложных маневров, подтвердив, по мнению разработчиков, свое превосходство над образцами вооружения аналогичного класса. Пуск новой норвежской протвокорабельной ракеты NSM Испытания ракет NSM традиционно проводятся на территории США, поскольку в Норвегии отсутствуют полигоны, пригодные для таких пусков. Ракета весит около 400 килограммов и имеет дальность действия более 150 километров. Она предназначена для поражения как надводных, так и наземных целей. NSM может использоваться на кораблях, а также на наземных и авиационных пусковых установках. В частности, рассматривается возможность использования NSM в качестве вооружения современных многоцелевых истребителей. В числе самолетов, которые могут вооружить новыми ракетами, называют F-35 Lightning II, Eurofighter Typhoon, а также шведский Gripen. Норвежские военные намерены использовать ракеты NSM в качестве вооружения кораблей типа Nansen и Skjold.
(По материалам журнала “Зарубежное военное обозрение”)
|
ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ |
НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ |
ТРАЛЬЩИКИ ТИПА “Оксёй” 1994 ВМС НОРВЕГИИ
|