ГЛАВА V. БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ НА БАЛТИКЕ. УНИЧТОЖЕНИЕ ПОЛЬСКОГО ФЛОТА.
|
Географическое положение Польши создавало существенные сложности для ее вхождения в число стран, обладающих боеспособным военно-морским флотом. Узкая полоска побережья со всех сторон окруженная вражеской территорией была более чем уязвима для захвата с суши. Отсутсвие развитой системы военно-морских баз, слабая морская авиация ставили молодой немногочисленный польский флот, не имеющий военно-морских традиций и опыта проведения морских операций в положение легкого противника для соседних государств. Как показали дальнейшие события польские ВМС не имели никакой боевой ценности и были в быстрые сроки уничтожены немцами, а те немногочисленные корабли, которые успели достигнуть английских портов, использовались в последствии англичанами на второстепенных ролях. Победа в войне с Советской Россией вскружила голову многим польским военным, которые грезили созданием мощного польского национального флота. Проблему попытались решить за счет России. На мирных переговорах в Риге в 1921 году Польша потребовала от РСФСР часть кораблей Балтийского флота: 2 линкора типа "Гангут", 10 больших эсминцев, 5 подводных лодок, 10 тральщиков, 21 вспомогательный корабль, а также 2 недостроенных крейсера типа "Светлана". И все это для защиты 42 миль побережья, на котором к тому же не было ни одного приличного порта. Советской делегации удалось добиться снижения квоты, а затем и вовсе отклонить эти притязания. В 1921 г. правительство Польши обратилось к Финляндии с просьбой приобрести для своих ВМС два бывших сторожевых корабля русского флота типа “Водорез”. К началу революции они находились в стадии строительства в финских портах, были захвачены финнами и включены в состав ВМС Финляндии под названиями "Turunmaa" (бывш. "Водорез") и "Karjala" (бывш. "Лунь"). После покупки поляками этих кораблей они были переименованы в "General Haller" и "Komendant Pilsudski" соответственно.
Первоначально помимо 75-мм орудий они были вооружены еще 2x1 47-мм пушками, но перед Второй мировой войной последние заменены на 1x2 13,2-мм зенитные пулеметы. Однако польские мечты о великом флоте не угасли. Вице-адмирал Казимеж Порембский (бывший старший офицер русского крейсера "Новик" и последний командир линкора "Императрица Мария") разработал перспективный план развития польского флота, куда были включены и два линкора. Вскоре стало ясно, что эту программу Польше осилить не удасться. В двадцатых годах польский флот планировали пополнить американскими до-дредноутами, правда, не совсем ясно, какого типа. В некоторых изданиях говорится о пяти линкорах типа "Коннектикут", но их было построено всего два ("Коннектикут" ВВ-18 и "Луизиана" ВВ-19). Современники говорили о возможности приобретения "Нью-Джерси" ВВ-16, а польский историк Ежи Пертек считает, что предметом переговоров стали линкоры типа "Нью-Гемпшир". В любом случае речь идет о достаточно старых кораблях, построенных в период с 1904 по 1909 год, но не это остановило поляков. Расчеты, произведенные в Штабе обороны побережья, показали, что только на окраску этих кораблей уйдут чуть ли не все средства, выделенные на польский военно-морской флот, а содержание этих "престарелых гигантов" сожрет весь госбюджет. Через некоторое время, когда экономика Польши встала на ноги, снова появились мечты о строительстве бригады линкоров. На конференции по разоружению в Женеве Польша объявила о желании создать флот общим водоизмещением 150000 т. Польский публицист Юлиан Гинсберт опубликовал проект судостроительной программы, в которую были включены два линкора, 2 тяжелых крейсера, 9 эсминцев, 9 миноносцев, 18 подводных лодок, 21 тральщик, 24 сторожевика и много вспомогательных кораблей. Линкоры должны были обладать следующими характеристиками: - водоизмещение: 25000 т; - бронирование: 350 мм; - вооружение: 9 305-мм и 12 150-мм орудий. Общая стоимость программы достигла миллиарда злотых (200 миллионов долларов), поэтому и эта программа тоже осталась на бумаге.* (Трубицын С.Б. “Линкоры второстепенных морских держав”, Спб., 1998, c. 35-36). До середины 20-х годов Польша не имела даже легких морских сил для охраны побережья, что привело к широкомасштабной контрабандной торговле на пренадлежавшей ей узкой береговой линии. В 1922 году была создана польская таможенная охрана.* Польскому правительству пришлось всерьез заняться охраной территориальных вод. В 1925 году было решено учредить пограничную охрану и вооружить ее современными быстроходными катерами, купленными за границей. Предлагались и собственно польские пректы. Первый польский катер заложили на Модлинской верфи в конце 1930 года, а весной 1932-го по Висле его переправили в Гдыню для проведения испытаний. Они показали, что "Баторий" - так назвали новый катер - развивает на полном ходу 24.3 узла, а на экономическом - 11 узлов и является самым быстроходным польским кораблем. На Балтике по скорости его превосходили только немецкие катера типа S. Одновременно с Модлинской верфи в Хель пришли три малых патрульных катера - "Кашуб", "Мазур" и "Шланзак", и в июне 1932 года пограничная охрана получила наконец отряд вполне современных кораблей, быстро положивший конец разгулу контрабандистов. *(В это время охрану побережья осуществляли катер типа ML “Мышливый”, купленный в Англии в 1921 году, катера “Стражник I”, “Стражник II”,базирующиеся в Данциге, а также полицейские катера M51-M55). Несмотря на амбициозные проекты некоторых польских лидеров по созданию крупных боевых кораблей, самой большой боевой единицей военно-морского флота Польши был минный заградитель “Гриф”. Он был заложен в 1934 г. на верфи французской фирмы "Огюстэн Норман", спущен на воду в 1936 г. и вступил в строй в 1938 г. Водоизмещение стандартное 2250 т., мощность машин 6000 л. с., скорость хода 20 узлов. Длина наибольшая 103, 2 м., ширина 13, 2 м., среднее углубление 3, 6 м. Вооружение: шесть 120 - мм и четыре 40 - мм орудия (все фирмы "Бофорс"), от 300 до 600 французских мин типа SM - 5. Надо сказать, что после Первой мировой войны западные союзники Польши передали ей ряд мелких судов, например Великобритания отдала польскому флоту захваченные у немцев после заключения мирного договора малые миноносцы V 105, V 106, V 108 (340/421 т), A 64, A 68, A 80 (330/381-392 т).* В 1927 году поляки купили у Бельгии бывший старый бронепалубный крейсер “Д’Антрекасто” (“D’Entrecasteaux”) (7 995 т), 1899 года постройки. Он использовался в качестве блокшива до 1938 года, после чего был разрезан на металл. Но все это не имело ровным счетом никакого значения в деле подъема боеспособности польского ВМФ. *(Интересно, что некоторые из немецких судов, переданных Польше, были снова захвачены ими в польских военно-морских базах в 1939 г. Например корабль-мишень “Slazak”, бывш. немецкий торпедный катер времен Первой мировой войны, построенный в Щецине, или учебный катер “Podhalanin”, бывш. немецкий торпедный катер A-80). Морской штаб тем временем продолжал составлять впечатляющие по размаху, но далекие от реальности программы, и лишь в 1936 г. адмиралы, наконец, спустились с небес на землю и подготовили шестилетнюю программу перевооружения флота, учитывающую скромные возможности бюджета польского государства. В соответствии с ней до 1942 г. предполагалось построить 8 современных эсминцев, 12 подводных лодок, 1 минного заградителя, 12 тральщиков и 10 торпедных катеров. Еще до осуществления этой программы поляки разместили заказ на постройку двух эскадренных миноносцев во Франции на верфи "Шантье Наваль Франсез" в Бланвилле. Эта печально известная верфь находилась на грани банкротства, имела минимум заказов и не обладала достаточным опытом строительства кораблей этого класса. В качестве прототипа для польских эсминцев были избраны ЭМ типа "Bourrasque" французских ВМС. С опозданием корабли все же были переданы заказчику и в начале 30-х г.г. вошли в состав ВМФ Польши под названиями "Wicher" и "Burza". Во второй половине 1930-х гг. с кораблей сняли грот-мачту. Перед самой войной было принято решение их модернизировать в начале 1940-х гг. В рамках шестилетней программы стали осуществляться более продуманные проекты, что привело к постройке двух современных эскадренных миноносцев "Blyskawica" и "Grom". Их заказали в Англии по оригинальному проекту, а не по переработанному уже существующему (как в случае с первыми польскими эсминцами типа "Wicher"). Поскольку Польша не могла соперничать со своими соседями по числу строящихся единиц, при подготовке требований к новым эсминцам был избран путь индивидуального превосходства над кораблями этого класса флотов Германии и Советского Союза. В результате спроектированные опытными конструкторами верфи "Уайт", "Blyskawica" и "Grom" оказались сильнейшими европейскими эсминцами своего времени уступая лишь новейшим французским лидерам (объективно говоря, кораблям промежуточного между крейсерами и эсминцами класса). Артвооружение эсминцев было шведского производства фирмы "Бофорс" (исключение составляли лишь 13,2-мм пулеметы "Гочкис"). Наличие в составе вооружения двух спаренных 40-мм автоматов выводило корабли этого типа на первое место по зенитному вооружению — в 1937 г., когда они вступили в строй, ни один эсминец в мире не мог соперничать с "Blyskawica" и "Grom" по этому показателю. Торпедное вооружение — английского производства, причем ТА имели возможность осуществлять пуск как штатных 533-мм, так и 457-мм торпед. В то же время у английских торпед Mk.X, которыми комплектовались польские корабли, имелся один серьезный недостаток — плохо продуманная система блокировки взрывателей. По мнению британских специалистов, именно это послужило причиной гибели "Grom". Программой 1936 г. предусматривалась постройка еще двух кораблей этого типа. С целью развития отечественной судостроительной промышленности их решено было строить в Гдыне. Заказ на "Huragan" и "Orkan" выдали 1 мая 1939 г., но до начала войны успели подготовить лишь часть материалов, а до закладки дело так и не дошло. К началу военных действий в составе польского флота числились 4 эсминца, 5 подводных лодок, 1 торпедный катер, 6 тральщиков, 2 транспорта и мелкие суда. Ядро польского флота было ослаблено еще до начала военных действий уходом в Великобританию трех эсминцев: 30 августа 1939 года “Буря” (Burza), «Молния» (Blyskawica) и «Гром» (Grom) покинули свои базы. Согласно планам польского командования, эти корабли, сведенные во флотилию "Пекин" (кодовое название операции), могли бы нарушать торговое судоходство Германии, базируясь на порты Англии. Эти расчеты строились, прежде всего в надежде на продолжительное ведение боевых действий и помощь союзников, в т. ч. взаимодействие с сильным британским флотом. Хотя быстротечность Польской кампании не позволила польским эсминцам захватить ни одного приза, уход с Балтики избавил их от участи остального польского флота — гибели под ударами германской авиации или интернирования в Швеции. Наивно предполагать, что оставление эскадренных миноносцев в польских базах существенно повлияло бы на ситуацию в отражении агрессии. Вряд ли они смогли бы оказать давление на немецкие коммуникации в Балтийском море и решительным образом изменить соотношение сил. После перехода кораблей в Англию в 1939 г. они оказались под оперативным управлением Адмиралтейства. Остойчивость "Blyskawica" и "Grom" не в полной мере соответствовала английским стандартам, поэтому зимой 1939/40 г. они прошли модернизацию, направленную на снижение "верхнего" веса — были демонтированы прожекторная площадка фок-мачты, кормовой прожекторный пост, удален козырек с дымовой трубы, уменьшено число плавсредств. Кроме того, с кораблей сняли кормовой ТА, на место которого поставили 102-мм зенитное орудие Mk.V. В декабре 1941 г. "Blyskawica" прошел основательное перевооружение — все 120-мм орудия шведского производства поменяли на 102-мм орудия Mk.XVI в четырех спаренных универсальных установках Mk.XIX. В первую очередь, подобная замена объяснялась желанием англичан избавиться от "нестандартного" боеприпаса иностранного производства, который к тому же оказался на практике достаточно неудобным (унитарный выстрел весил почти 41 кг). Замена артиллерии ГК на универсальную потребовала замены системы управления огнем. Кроме того, с эсминца сняли одиночную 102-мм зенитку и вернули на штатное место ТА. Вместо 13,2-мм пулеметов установили 4x1 20-мм "эрликона". Противолодочное вооружение усилили за счет установки двух БМ. В середине 1942 г. число БМ увеличили до четырех, носовой ТА сняли для компенсации возросшего веса противолодочного вооружения, одновременно кормовой трехтрубный ТА заменили на четырехтрубный. Полное водоизмещение достигло 2440 т. На "Burza" в середине 1940 г. кормовой ТА заменили на 76-мм зенитное орудие и установили 2x4 12,7-мм пул. "Виккерс". В 1942 г. на верфи в Портсмуте корабль прошел модернизацию: было значительно усилено противолодочное и зенитное вооружение — вместо орудия ГК "А" смонтировали РБУ "Хеджехог"; число БМ довели до четырех, что вместе с двумя БС обеспечивало кораблю возможность проводить "10-бомбовый залп". Орудие ГК "X" заменили на счетверенный 40-мм "пом-пом", а 12,7-мм пулеметы и 40-мм одноствольные "пом-помы" — на 4 х 1 20-мм "эрликона" (впоследствии их число довели до шести: два — на крыльях мостика, два — по бокам третьей дымовой трубы и два — перед кормовой надстройкой). После модернизации полное водоизмещение "Burza" достигло 2430 т. Корабли участвовали в боевых действиях в составе Королевского ВМФ. "Grom" был потоплен 4 мая 1940 г. у побережья Норвегии германскими бомбардировщиками.В корабль попали две бомбы, одна из которых вызвала взрыв ТА, после чего эсминец переломился и затонул. 15 ноября 1944 г. эсминец "Burza" был выведен в резерв. После войны "Blyskawica" и "Burza" вернулись в Польшу и в последствии оба использовались в качестве кораблей-музеев. Немецкие военно-морские силы еще до объявления войны начали активные перемещения, устанавливая минные заграждения и своевременно заняли боевые позиции. Активные движения немецкого флота в последние недели перед началом войны привели к ряду неприятных инцидентов, не связанных с боевыми потерями. Так 25 августа все немецкие корабли перешли на военное положение и в целях маскировки ночью ходили без огней. В эту ночь эскадренный миноносец “Макс Шульц” в темноте протаранил ветерана испанского похода миноносец “Тигр” (спущен на воду в 1929 г.), входивший в состав 6-й флотилии миноносцев. После столкновения “Тигр” быстро затонул. Потери экипажа составили 2 человека погибшими. Трагедия произошла в 2 ч. 30 мин. у датского острова Борнхольм (54 55 N, 16 O). Эсминец “Макс Шульц” был поврежден.
Карта польского побережья с нанесенными на ней минными полями. Небольшая часть польских судов была интернирована в иностранных портах сразу же после начала боевых действий. Такая участь постигла, например, учебный парусник “Dar Pomorza” (“Дар Поморья”) (1909 г. постройки, бывш. немецкий “Принцесса Этель Фридрих”), приписанный к Высшей Морской школе в Гдыне. К моменту начала войны он оказался в Стокгольме и был интернирован шведскими властями. Похожая судьба постигла парусник “General Zaruski”, построенный в Швеции и спущенный на воду в 1939 г. Он был приобретен Польшей для торгового флота в качестве учебно-спортивного судна. Начавшаяся война помешала переходу судна в Польшу и оно осталось в Швеции, где и плавало под именем “KRUSSAREN”. (Этот гафельный кеч имел размеры: 28 х 5,8 х 3,5 м, парусность 310 кв.м, экипаж – 3 человека, курсанты – 25 человек). Еще до полудня 1 сентября пикирующие бомбардировщики из IV.(St.)/ LG 1 и I./StG 1 атаковали польские военно-морские базы в Гдыне и Хеле. Были потоплены учебный миноносец «Мазур» (Водоизмещение: 421 т.), вспомогательное судно «Нурек» и буксир «Ванда». Бомбардировке подверглась и береговая батарея «Кане», где в результате налета погибло 13 солдат.
Учебный миноносец “Мазур” ВМФ Польши. (421 т; 3 - 75-мм орудия; 1 - 40 -мм зенитный автомат; 2 пулемета; 5 офицеров, 75 матросов) После полудня произошла первая воздушно-морская битва во II мировой войне. Участвовали в ней почти весь польский флот, а с немецкой стороны - 32 пикирующих бомбардировщика из IV.(St.)/LG 1. Во время боя вблизи самого большого польского корабля - минного заградителя «Гриф» - упало около 30 бомб. Одна из них взорвалась на расстоянии около 15 м от правого борта, а ее осколки смертельно ранили командира корабля капитан-лейтенанта Квятковского. Другая бомба взорвалась за кормой, вызвав многочисленные повреждения, в т.ч. вышли из строя руль и машинный телеграф, повреждены компас и радиостанция. Взрывы бомб привели также к заклиниванию руля на тральщике «Цапля» и серьезным повреждениям на тральщике «Мева», где были убиты и ранены почти половина из 30 членов экипажа. Ни один немецкий самолет не был сбит.
Эскадренный миноносец “Vicher” ВМС Польши Начиная с 1 сентября 1939 г. началось методичное уничтожение польского флота. Единственным заслуживающим внимания эпизодом был морской бой 2 сентября польских кораблей с немецкими эсминцами. События разворачивались следующим образом: В первый же день войны, сразу после появления немецких самолетов-разведчиков над Гдыней, "Гриф" был быстро приведен в боевое состояние и вышел в море. В 17.30 немецкая авиация обнаружила и атаковала его. Хотя по самолетам стрелял весь польский флот, летчикам из 4.(St)/Tr.Gr.l86 и IV(St)/ LG1 удалось повредить самый крупный польский корабль -минный заградитель "Гриф". Корабль получил повреждения - не смертельные, но требовавшие ремонта. Минзаг ввели в плавучий док, расположив таким образом, чтобы он мог стрелять из своих 120-мм орудий. Ему вместе с эсминцем "Вихер" и при поддержке орудий береговой обороны на следующий день удалось выдержать артиллерийскую дуэль с немецкими эсминцами "Зенкер" и "Маас" и даже повредить один из них. Немецкие эсминцы, выставив дымовую завесу отошли. 3 сентября один Ju-87B и 11 Ju-87C из 4./TGrl86, ведомые капитаном Гуго Блатнером, потопили эсминец "Вихер" и минзаг "Гриф". Эти первые для пилотов штурмовой авиации победы над кораблями записаны на счет лейтенанта К.-Г.Лиона. С затонувшего корабля удалось снять 2 кормовых орудия и "Бофорсы", которые усилили гарнизон Хелы. 120-мм и 40-мм орудийные установки "Грифа" в настоящее время занимают почетное место в польском военном музее в Гдыне.
Атака немецкой авиации на минный заградитель “Гриф” ВМС Польши Спустя несколько дней Лион потопил еще два минных тральщика (03.09.1939) и канонерскую лодку "General Haller" (потоплена 6 сентября). Однако мощная противовоздушная оборона базы польского флота Хель доставила пикировщикам немало хлопот. Уже в первой атаке зенитчики сбили две "штуки". Вот как описывает один из налетов на Хель командир эскадрильи гауптман Блаттнер: «Через три минуты после получения приказа на атаку мы были в воздухе. Мы находились на высоте 7000 метров, когда пересекли линию побережья. Я вёл свою эскадрилью по широкой дуге над Л"рем чтобы приблизиться к Хеле с востока со стороны солнца. Сквозь небольшие разрывы в облаках я мог видеть, как справа от нас IV. (S1)/LG1, направлявшуюся к Гдыне, обстреливали зенитные орудия. Мы тоже приближались к своей цели. Мой бортрадист сообщил о разрывах зенитных снарядов на расстоянии 100 - 150 метров от нас. Все мысли о зенитках отошли на задний план, когда эскадрилья начала круто пикировать. Несмотря на кажущийся беспорядок, каждый самолёт имел определённую цель. Недели наших тренировок на старом «Гессене» не были потрачены впустую!». Потопленные 3 сентября в бухте военно-морской базы Хель польские тральщики "Mewa" и "Rybitwa" (типа "Jaskolka"), оба 1935 года постройки, были подняты немцами в ноябре 1939 года и включены в боевой состав германского флота под названиями "Putzig" и "Rixhoft". В 1940 г. они были переклассифицированы во вспомогательные суда и переименованы в TFA-9 и TFA-8 соответственно. 3 сентября 1939 года немецкие торпедные катера открыли свой счет потопленных кораблей противника в новой войне. Это произошло в водах Данцигской бухты, когда торпедный катер S-23 обер-лейтенанта Кристиансена остановил и потопил огнем 20-мм пушки польское лоцманское судно «Ллойд Быдгощский» (133 брт). Вступление в войну Великобритании и Франции, обладавших мощным военно-морским флотом не принесло заметного облегчения полякам. 4 сентября английские самолеты произвели свой первый воздушный налет на шлюзы и корабли, находившиеся в гавани Вильгельмсхафена. Однако, пробиться сквозь плотное кольцо противовздушной обороны немецкой базы британская авиация не смогла и потеряв несколько машин, англичане ретировались не добившись существенных результатов. 10 сентября немцы предприняли большое наступление со стороны суши, атаковав Реде, Бяля Реке, Загоже и Руме. Основной ударной силой этой атаки была 207-я пехотная дивизия и пограничные части. Поляки пытались провести контрудар силами трех батальонов в направлении Реде, с целью помешать немцам захватить Оксивский остров. План контрудара, разработанный полковником Домбеком, реализовать не удалось. Несмотря на неожиданный разгром поляками одного из батальонов 368-го немецкого полка в целом неподготовленные поспешные действия привели к поражению малочисленных польских частей. Уже 12 сентября немцы захватили Гдыню. Поляки ожесточенно сопротивлялись на Оксивском острове еще целую неделю, но 19 сентября выкинули белый флаг. Организатор неудачного контрудара польских батальонов под Реде полковник Домбовский пустил себе пулю в голову. Во время операции против Гдыни и Оксивского острова немцы истребили около 30 % польских частей “Обороны побережья”. (Поляки потеряли более 2000 убитыми, приблизительно 3500 ранеными и пропавшими без вести.) После того как Гдыня и Оксивский остров были очищены от польских войск немцы приступили к взятию последнего очага сопротивления - военно-морской базы Хель. Защитники Хеля внесли элемент импровизации в планы укрепления своих позиций, создав минные поля из боеголовок торпед подводных лодок. У них для этого были все возможности, поскольку с 12 по 29 сентября немцы не предпринимали никаких активных действий на суше, ограничиваясь лишь бомбардировками с воздуха и обстрелами с моря. Во время этой “позиционной войны” броненосцы кригсмарине “Schlesien” и “Schleswig-Holstein” развернули активную деятельность против позиций польской береговой обороны. Примечательный эпизод произошел 25 сентября. В этот день броненосцы вступили в противоборство с польской 152-мм батареей береговой обороны. Четыре орудия системы “Bofors”, купленные поляками у шведов в 1933 г. Оказались весьма кстати во время обороны Хеля. Несмотря на небольшой запас снарядов (186 на орудие) польские пушки успешно применялись против кораблей германского флота. Так 25 сентября немецкие броненосцы, попав под обстрел были вынуждены ретироваться, не добившись успехов. 27 сентября дуэль повторилась, на этот раз поляки ограничились одним прямым попаданием в “Schleswig-Holstein”. 30 сентября после мощной артиллерийской подготовки немцы быстрым ударом овладели важным перешейком, соединяющим Хельский порт с сушей и прорвали польский фронт под Халупами, а на следующий день солдаты вермахта подошли к Кутнице. 30 сентября экипаж канонерской лодки "Komendant Pilsudski" затопил собственный корабль, чтобы он не попал в руки немцев. Несмотря на это, он все же был поднят германскими моряками, отремонтирован и включен в состав Кригсмарине под названием "Heisternest"(в 1943 г. переименован в М-3109); 16 сентября 1943 г. во время налета союзной авиации на французский порт Нант, активно использовавшийся в то время для базирования легких сил немецкого флота, корабль получил значительные повреждения и отправился ко дну.) Хель капитулировал перед немцами 2 октября, однако за день до этого, командующий военно-морскими силами контр-адмирал Унруг разрешил “всем, кто хочет, на собственный страх и риск прорываться через вражеские морские дозоры в нейтральную Швецию.” Вскоре к адмиралу явился капитан-лейтенант Е. Милисевич со смелым планом. Он предлагал идти в Швецию окольным путем на катере. Милисевич рассчитывал проскочить на северо-востоке через немецкие дозоры, которые на этом, считавшимся тыловом направлении, должны быть менее бдительными, чем на северо-западном, а потом в открытом поре повернуть к берегам Швеции. Унруг выразил сомнение в возможности осуществления плана и лично участвовать в нем отказался. Вечером 1 октября сторожевой катер "Баторий" с погашенными опознавательными огнями выскользнул из Хеля и 15-узловым ходом устремился на северо-восток. На его борту находилось пять офицеров и одиннадцать матросов, добровольно пустившихся в рискованное плавание. Ночь была ясная, что затрудняло маскировку. В полночь наблюдатели "Батория" обнаружили по левому борту огни неизвестного судна. Но катер проскользнул за его кормой и остался незамеченным. В 8.00 утра моторист доложил, что бензина осталось всего на два часа. Милисевич приказал остановить моторы и запустить дизель экономического хода. Тем временем корабль вошел в зону шторма и потерял ориентацию. Капитан приказал непрерывно измерять глубину. Первые промеры дали 19 м, еще через две мили глубина оказалась 25 м. Это означало, что "Баторий" миновал подводную мель Хобург и что до шведского острова Готланд уже недалеко. На рассвете, польские моряки поняли, что находятся на траверсе маяка, установленного на южной оконечности Готланда. Милисевич приказал запустить моторы и дать полный ход. И тут на горизонте появилась немецкая вооруженная яхта "Грилль", патрулирующая поблизости. Встреча с ней не оставляла "Баторию" никаких надежд на спасение, но храбрецам повезло и на этот раз: когда "Грилль" приблизился на расстояние пушечного выстрела, поляки были уже в территориальных водах Швеции, к ним на полном ходу подошел шведский торпедный катер "Раньяр". Без лишних слов "Баторий" был дозаправлен топливом, и "Раньяр" отконвоировал его в порт Висбю на Готланде, где команду интернировали. А в ноябре сторожевик "Снаппханен" сопроводил катер в бухту Ваксхольм. Здесь вместе с тремя интернированными лодками, и учебным кораблем "Дар Поможа" и простоял первый быстроходный катер польской постройки долгие пять с половиной лет второй мировой войны. Действия подводных лодок обеих сторон носили активный характер, но никто не достиг существенных результатов из-за отсутствия стоящих целей и погодных условий, которые отличались солнечными днями и ясными лунными ночами. Характерно, что уже во время польской кампании стали выявляться недостатки в конструкции немецких торпед, находящихся на вооружении подводных лодок. Так в ночь с 7 на 8 сентября немецкая U-22 с дистанции 600 м выпустила торпеду в польскую подводную лодку, однако неконтактный взрыватель сработал слишком рано, в результате поляки благополучно ускользнули. 3 польские подводные лодки ушли в Швецию, где были интернированы. 16 сентября шведских территориальных вод благополучно достигла подводная лодка "Sep", почти одновременно с ней там появился подводный минный заградитель "Rys", а 27 сентября "Zbik". Все они после войны были возвращены Польше. Подводная лодка “Wilk” ушла в Англию и прибыла в Росайт 20 сентября 1939 года. С сентября 1940 г. она использовалась в учебных целях, а с мая 1942 г. находилась в резерве. В Польшу она вернулась лишь в 1951 г. и через три года была сдана на слом. Самая большая и современная лодка “Orzel”, голландской постройки достигла Таллина, а потом после приключений ушла в Англию под командованием Яна Грудзинского. Без карт, вооружения, с поврежденным топливным баком, ей все же удалось достигнуть Великобритании 14 октября 1939 г. Ее судьба сложилась трагически. Она пропала 25 мая 1940 г. в Северном море, скорее всего подорвавшись на минах. (Существует версия, что она могла погибнуть 8 июня на одной из германских мин).
Польский флот на английской службе
Остатки польского военно-морского флота, спасшиеся в Англии действовали в дальнейшем под английским командованием, однако корабли несли польские флаги, офицеры и матросы сохранили свои звания, а на кораблях применялись польские уставы.
После падения Польши разрозненные корабли польских ВМС, избежавшие гибели и интернирования, попали под оперативное командование английского Адмиралтейства, сохранив при этом, как уже было отмечено, экипажи и национальные флаги. Уже летом 1940 г. "польский флот под английским управлением" получил первое пополнение — за счет французских кораблей, захваченных в английских портах в июле того же года. За ними последовали корабли английского флота — всего за годы войны польский флаг поднимался над двумя крейсерами, тремя эсминцами, тремя эскортными миноносцами, тремя подводными лодками и 10 ТКА британского флота.
Польские корабли на английской службе сумели проявить себя вполне боеспособными, отличившись в ряде боевых эпизодов. Например эсминец “Burza”, построенный по французскому проекту, получивший тактический номер H-73 до апреля 1940 года нес патрульную службу и сопровождал конвои. Затем корабль принимал участие во многих операциях английского флота против немцев, включая операцию в Нарвике (Норвегия). В ходе выполнения эскортных задач эсминец 28 февраля 1943 года затопил немецкую подводную лодку U-606.
В 1942 году польские ВМФ получили от англичан тяжелый эсминец “Orkan” (первоначальное название – “Myrmidon”), строительство которого было завершено в июле того же года. Он принадлежал к серии эсминцев «М», водоизмещением 1920 тонн. Это был современный на то время корабль с отличными мореходными характеристиками и большой дальностью плавания. Немецким тяжелым эсминцам он уступал массой бортового залпа, поскольку его главный калибр составлял 120 мм против немецких 150-170 мм. Однако эти орудия, в отличие от немецких, могли использоваться для противовоздушной обороны.
С самого начала службы эсминец участвовал в сопровождении арктических конвоев. 31 декабря 1942 года во время сражения у острова Медвежий относительно слабое британское охранение конвоя JW 51B, сумело отогнать сильный немецкий отряд, состоящий из крейсеров “Адмирал Хиппер”, “Лютцов” и шести тяжелых эсминцев. Опасаясь повторения атаки, адмиралтейство направило на помощь конвою отряд, в который входили линкоры King George V, Howe и еще шести эсминцев, среди которых был и “Orkan”. Впрочем, немцы больше не появлялись и отряд благополучно вернулся в родной порт. Следующие три месяца Orkan занимался охраной кораблей Home Fleet и конвоев. В марте 1943 года корабль был направлен в Атлантический океан, где занимался сопровождением конвоев и защитой их от подводных лодок.
8 ноября 1943 года во время сопровождения возвращавшегося в Англию конвоя SC-143, Orkan был топедирован немецкой подводной лодкой U-378. Первая торпеда попала в корму, вторая – в среднюю часть корпуса. Судно быстро пошло на дно, унося с собой 199 членов экипажа, в том числе и командира корабля, погибшего при взрыве торпеды. Спасти удалось только 44 человека. Две недели спустя лодка U-378 была потоплена американскими самолетами.
Даже небольшие боевые корабли с польскими экипажами сумели прославиться в годы войны. Например, знаменитый катер S-2. Катер S-2 Wilczur был построен в 1939-1940 годах на верфи British Power Boat Co. в Hythe (Великобритания).Первоначально он получил обозначение MGB-204, позже MGB-44 и MASB-44. Был передан польским ВМС 19.07.1940 года и получил обозначение S-2, а также неофициальную кличку Wilczur (Волчище). Вместе с катером-близнецом S-3 вошел в состав 3-й флотилии катеров, действующей в районе канала Ла Манш. Принимал участие в патрулировании, охране конвоев, спасении пилотов и рейдах на побережье противника.
27 августа 1940 года над Портсмутом огнем с катера был сбит бомбардировщик He-111. К числу других славных дел S-2 можно отнести участие в атаке на немецкие линкоры, пробиравшиеся в феврале 1942 года из Бреста в Вильхельмсхафен, а также стычку с немецкими катерами, в ходе которой был затоплен один из немецких катеров (август 1942). Однако наибольшую известность принесла катеру схватка с отрядом из шести немецких катеров, произошедшая ночью 22 июня 1942 года у побережья Франции. В ходе боя S-2 серьезно повредил два немецких катера, и мастерски используя маневрирование, заставил немецкие катера открыть огонь друг против друга. За этот бой командир катера S-2 поруччик Всицлиский получил две награды – британский Distinguished Service Cross, и польский Virtuti Militari.
5 июля 1944 года катер был возвращен Королевскому флоту.
Во время второй мировой войны в 1940 году после капитуляции Франции англичане предложили полякам (польскому правительству, находившемуся тогда в Лондоне) линейный корабль "Париж" (один из четырех французских линкоров типа "Курбэ"), заложенный 10 ноября 1911 г. на верфи "Форж и Шантье" в Ле Сейне.
Польское командование сначала весьма благосклонно отнеслось к включению в состав своего немногочисленного флота линкора. Решили даже не менять старое название корабля и использовать его в качестве учебного судна и плавучей зенитной батареи. Командующий польским флотом адмирал Ежи Свирский после войны говорил, что он опасался, что если на линкоре будет поднят польский флаг, то немцы предпримут против него свои меры, а потеря корабля больно ударит по боевому духу поляков.
Но кроме высоких соображений польское командование останавливали и более прозаические: у него было слишком мало людей, чтобы укомплектовать устаревший линкор. Именно в этот период полякам передавались эсминцы, сторожевики и торпедные катера, которые и "съели" весь личный состав. Идея была похоронена, и на этом завершились мечты гордых поляков о своем линейном флоте.* (Трубицын С.Б. “Линкоры второстепенных морских держав”, Спб., 1998, c. 36).
Морская авиация
Основу польской военно-морской авиации составляли гидросамолеты Lublin R-XIII/hydro выполнявшие функции ближних разведчиков. Эта машина представляла из себя одномоторный моноплан-парасоль смешанной конструкции, установленный на два поплавка. Поплавковый вариант сухопутного разведчика. R-XIII был создан в КБ фирмы "Заклады механичны Плаге и Ласкевич" под руководством Е. Рудлицкого и являлся развитием типа R-XIV. Колесный R-XIII (переделанный из R-XIV) совершил первый полет в апреле 1931 г. Серийное производство этих разведчиков развернули на заводе "Плаге и Ласкевич" в Люблине с мая 1932 г. Осенью один из серийных R-XIII установили на поплавки. В поплавковом варианте было собрано в общей сложности 20 самолетов этого типа. Металлические поплавки типа "Шорт" изготовлялись заводом PZL в Варшаве. Гидросамолеты также комплектовались колесным и лыжным шасси. В конце 1932 г. поплавковые R-XIII поступили на вооружение польской авиации.
R-XIIIG/hydro со стальными винтами, новой турелью, на металлических поплавках "Шорт" (поплавки устанавливались на базе морской авиации в Пуцке), выпущены весной 1935 г.
В конце 1932 г. R-Xlllbis получила Пинская речная флотилия; в 1937 г. она была ликвидирована, а ее самолеты законсервированы. R-XIIIter с лета 1934 г. поступили на вооружение польской морской авиации на Балтике, с весны следующего года туда же прибыли R-XIIIG. В сентябре 1939 г. они участвовали в обороне косы Хель, осуществляя разведку над сушей и морем. Один из самолетов произвел обстрел прожекторов в Данциге. Все польские гидросамолеты были уничтожены немецкой авиацией на земле 8 сентября 1939 г. Выпуск поплавковых R-XIII прекратили в мае 1935 г.
Попытка приспособить для нужд польской морской авиации модификацию истребителя P-11d так и осталась нереализованной. Планировалось заказать 24 самолета, не построили ни одного. В 30-х годах поляки оборудовали двумя поплавками и снабдили торпедой калибра 800 кг, подвешенной под фюзеляжем самолет Fokker F.VIIW/3m, однако немецкое вторжение положило конец этим экспериментам. (В сентябре 1939-го после разгрома Польши нацистской Германией 4 польских трехмоторных бомбардировщика F.VIIВ/3m и 2 двухмоторных разведчика F.VIIB/2m перелетели на румынскую территорию.) Lublin R-XII/R-XIII/R-XIX
|
АРХИВ ГЕРМАНО-ПОЛЬСКОЙ ВОЙНЫ (СТАТЬИ И МАТЕРИАЛЫ). ПОЛЬША ВО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ 1939-1945
|