ОПЕРАЦИЯ “МУШКЕТЕР” (Обзор действий на море) Глава из книги В. Д. Доценко “Флоты в локальных конфликтах второй половины XX века,” Москва, 2001.
|
Вначале 50-х гг. на Ближнем Востоке национально-освободительная борьба приобрела особенно широкий размах. Ведущую роль в этой борьбе играл Египет, который более 70 лет находился под гнетом англичан, считавших его опорой своего господства на Ближнем Востоке. В октябре 1954 г. правительство Египта заставило Англию подписать соглашение о выводе войск из зоны Суэцкого канала, а в июне 1956 г. последний английский солдат покинул территорию Египта. В этот же период египетское правительство заявило, что оно не намерено вступать в военный союз с империалистическими государствами, а будет ориентироваться на Советский Союз, что вызвало отрицательную реакцию стран капиталистического мира. Так, США отказались предоставить Египту ранее обещанные боевую технику и вооружение, необходимые для создания национальных вооруженных сил. В июле 1956 г. под нажимом США и Великобритании Международный банк реконструкции и развития лишил Египет обещанного займа на строительство Асуанского гидроэнергетического комплекса. Союзниками Египта стали Советский Союз и другие страны социалистического содружества. Из СССР, например, Египетская республика получала танки, артиллерию, реактивные самолеты, эскадренные миноносцы, подводные лодки и другое вооружение. 26 июля 1956 г. правительство Египта объявило о национализации Суэцкого канала, что вызвало в некоторых странах отрицательную реакцию. В частности, США, Великобритания, Франция и Израиль заняли по отношению к Египту резко враждебную позицию. 2 августа 1956 г. правительства США, Великобритании и Франции объявили о созыве международной конференции в Лондоне для обсуждения шагов, которые были направлены на обеспечение “свободы и безопасности канала”. В совместном заявлении этих государств говорилось, что они считают Суэцкий канал “международным институтом”, поэтому на него не может распространяться национализация. Англо-французское военно-политическое руководство решило восстановить колониальный статус над зоной Суэцкого канала с применением вооруженных сил. В поддержку этих двух стран выступил Израиль, которого не устраивал быстрый рост военной и экономической мощи Египта и сплочение стран арабского мира. При подготовке военных действий против Египта Англия и Франция преследовали несколько целей: захват зоны Суэцкого канала и возвращение ему полуколониального статуса; свержение правительства Г.Насера и установление в стране власти проимпериалистических кругов; укрепление своих позиций на Ближнем Востоке в интересах борьбы с национально-освободительными движениями; подрыв авторитета и влияния Советского Союза в странах арабского мира. Израиль рассчитывал в этой войне захватить Синайский полуостров со всеми военными базами и добиться права на льготное пользование Суэцким каналом. 8 августа 1956 г. в Лондоне под руководством генерала Стокуэла был создан объединенный англо-французский штаб планирования войны против Египта. Согласно разработанному плану, боевые действия предусматривалось проводить в два этапа. Первый этап должен был начаться с наступления израильской армии на Синайском полуострове с целью сковывания главных группировок египетских вооруженных сил. На втором этапе планировалась высадка англо-французского морского десанта в Порт-Саиде и Порт-Фуаде (операция “Мушкетер”) с целью захвата плацдарма; а после накопления на нем достаточного количества сил и средств следовало, развернув наступление вдоль Суэцкого канала, добиться конечной цели войны. Таким образом, основным содержанием боевой деятельности флотов Англии и Франции являлась Суэцкая десантная операция. Подготовка операции “Мушкетер” была тщательной и продолжалась почти три месяца. В плане предусматривалось следующее: после развязывания войны Израилем и сковывания на Синайском полуострове основных группировок египетских вооруженных сил подвергнуть массированным бомбардировкам военные и промышленные объекты Египта, а затем осуществить вторжение. Главными целями считались аэродромы. Утром 5 ноября 1956 г. планировалось выбросить крупный воздушный десант на участках, позволяющих изолировать район высадки морского десанта, а на рассвете 6 ноября после мощной огневой подготовки высадить морской десант. Высадку морского десанта планировалось осуществить способом “вертикальный охват”, то есть в тактическую глубину противодесантной обороны противника предусматривалась высадка вертолетного десанта, который должен был воспрепятствовать подходу египетских войск к побережью. Ближайшей задачей английских воздушно-десантных войск был захват и удержание аэродрома Гамаль, а французских — железнодорожного и шоссейного мостов южнее Порт-Саида. Районы десантирования воздушно-десантных войск были избраны вблизи этих объектов. Исходя из целей войны наиболее подходящим местом высадки морского десанта считался район Суэцкого канала. Окончательно было решено высаживать десант в Порт-Саиде и Порт-Фуаде. Этот район представляет собой почти полностью изолированный с суши плацдарм, который соединяется с материком единственным узким искусственным перешейком, захват которого обеспечивал полную изоляцию участков высадки морского десанта. В английской зоне (в Порт-Саиде) были назначены два пункта высадки, а во французской (в Порт-Фуаде) — один. Общий фронт высадки составлял 6 км. Для общего руководства боевыми действиями было создано объединенное англо-французское командование со штабом на острове Кипр. Главнокомандующим назначили английского генерала Кейтли, а его заместителем — француза вице-адмирала Баржо. При штабе объединенного командования был создан отдел психологической войны. Израильское командование не входило в этот штаб, но их действия подчинялись общему замыслу военной кампании. При планировании операции большая роль отводилась таким видам обеспечения, как разведка и маскировка. В ходе подготовки к высадке десанта англофранцузская авиация систематически вела воздушную разведку, при этом, чтобы не раскрыть замысел операции, она велась на широком фронте — практически вдоль всего Средиземноморского побережья Египта. Агентурная разведка дала полнейшую информацию о противодесантных возможностях египтян в районе высадки десанта. Сосредоточение англо-французских войск и сил флота в Средиземном море проводилось под видом подготовки к проведению совместного учения. Выбор районов сосредоточения отвечал условиям соблюдения скрытности. Впоследствии широко проводились демонстративные действия, с помощью которых пытались создать видимость возможной высадки морского десанта в районе Александрии. Многие самолеты союзники перекрашивали в желто-коричневый цвет, а на некоторые из них наносили опознавательные знаки египетских ВВС. Обязательным принципом считалось достижение превосходства в силах и средствах. В объединенном англо-французском флоте насчитывалось более 130 кораблей и судов, в том числе 7 авианосцев, 3 легких крейсера, 13 эскадренных миноносцев, 14 сторожевых кораблей, 6 подводных лодок, 11 десантных кораблей, 8 тральщиков, 60 транспортов и другие корабли и суда. Корабельный состав был объединен в 345-е оперативное соединение, состоявшее из тактических групп целевого назначения: 345.4 — авианосной; 345.5 — десантной, 345.7 — морской пехоты; 345.2 — обслуживания. Для проделывания проходов в возможных минных заграждениях была создана корабельная тральная группа. В объединенных военно-воздушных силах насчитывался 461 самолет, в том числе 70 бомбардировщиков, 228 истребителей, 81 самолет-разведчик и 82 транспортных самолета. Организационно авиация была сведена в пять авиакрыльев: два бомбардировочных, смешанное и два транспортных. Кроме того, на авианосцах 345.4-й авианосной ударной группы базировалось более 290 самолетов. Всего англо-французская авиация имела 751 самолет. В качестве десантных войск Англия выделила пехотную и бронетанковую дивизии, три пехотные и парашютную бригады, два отдельных танковых полка, две армейские артиллерийские группы, отдельный полк бронеавтомобилей, шесть отдельных артиллерийских полков и три отдельных пехотных батальона. Общая численность английских войск составляла около 45 тыс. человек. Французские войска состояли из механизированной и воздушно-десантной дивизий, отдельной парашютной бригады и отдельного танкового полка. Численность французских войск составляла более 20 тыс. человек. Для высадки вертолетного десанта была создана специальная группа в составе 2 авианосцев “Тесеус” и “Оушен” с 22 вертолетами на борту. К высадке готовился 45-й батальон “командос” численностью около 600 человек. 4 октября эти силы провели учение. На этапе подготовки к Суэцкой десантной операции англо-французское командование в различных районах Средиземного моря провело до 10 учений с участием десантных и тральных сил, а 2 учения — с фактической выброской крупных воздушных десантов. Кроме того, было проведено несколько учений по связи.
При разработке плана операции возникал вопрос о высадках вспомогательных десантов. В частности, планировалось высаживать такой десант в Красном море (операция “Тореадор”) в районе Суэца. Египетское правительство, получив достоверные сведения о готовившемся вторжении, приняло ряд срочных мер по укреплению обороноспособности страны. Были приведены в боевую готовность войска, проведена частичная мобилизация, развернута военная подготовка гражданского населения и начато формирование отрядов народного ополчения. Однако возможности страны к отражению нападения были ограниченными: остро ощущалась нехватка подготовленных военных кадров, вооруженные силы не имели в достаточном количестве современных образцов боевой техники и вооружения. Высадку морского десанта в Порт-Саиде египетское командование считало маловероятной и противодесантную оборону в этом районе не создавало. В период угрозы нападения боевая техника, особенно самолеты, рассредоточены и укрыты не были. Из 128 самолетов, имеющихся в египетских ВВС, только 30 истребителей и 12 бомбардировщиков были боеспособными. К началу войны в египетской армии насчитывалось 140 тыс. человек, а вместе с Национальной гвардией и добровольцами — 240 тыс. Все эти силы были сведены в пехотные, бронетанковые и зенитно-артиллерийские бригады. В целом в районе Порт-Саида в войсках союзники превосходили египтян более чем в 5 раз, а их превосходство на море и в воздухе было абсолютным. К концу октября союзные силы закончили развертывание в восточную часть Средиземного моря и были готовы к началу войны. 29 октября 1956 г. с внезапного нападения Израиля начались военные действия против Египта. К 5 ноября израильские войска захватили весь Синайский полуостров. Египетские войска потеряли убитыми и ранеными около 3 тыс. человек, а свыше 5 тыс. человек попали в плен. Израильские войска захватили 100 танков и столько же бронетранспортеров, свыше 200 орудий, более 1000 автомашин и много другой боевой техники. Потери израильских войск составили всего около 900 человек убитыми и ранеными. Израильские летчики в воздушных боях сбили 22 египетских самолета, потеряв при этом только 9 машин. Успех израильских войск был обусловлен внезапностью нападения, созданным превосходством в силах и средствах на главных направлениях, но сказались также и просчеты египетского командования. ВМС Израиля оказывали поддержку сухопутным войскам в наступлении: они осуществляли перевозки воинских грузов в заливе Акаба, поддерживали войска артиллерийским огнем, а также высадили тактические десанты на острова Тиран и Синнафир. 30 октября правительства Великобритании и Франции в ультимативной форме потребовали от египетского командования отвода войск от Суэцкого канала на 16 км, а затем ввода своих войск в зону канала якобы с целью защиты его от разрушений. Следует отметить, что в ультиматуме полностью игнорировался факт нападения Израиля и умалчивалось о том, что в данных условиях единственно справедливым могло быть требование о немедленном выводе израильских войск с оккупированной территории Египта. Египетское руководство, понимая нереальность выполнения такого требования, оставило ультиматум без ответа, после чего утром 31 октября Англия и Франция без объявления войны начали боевые действия против Египта. Как и предусматривалось планом операции “Мушкетер”, англо-французская авиация начала бомбардировки военных и промышленных объектов Египта, используя 300 английских и 240 французских самолетов. Первые удары наносились по аэродромам Альмаза, Абу-Суэйр, Инхас, Кабрит. В результате этих ударов было уничтожено более 100 египетских самолетов. Во время одной из бомбардировок в зоне Суэцкого канала был потоплен египетский фрегат “Акка”, в связи с чем судоходство по каналу было парализовано. В дальнейшем в канале было потоплено еще несколько кораблей и судов. Всего с 31 октября по 5 ноября англо-французская авиация для нанесения ударов по объектам на территории Египта совершила более 2 тыс. самолето-вылетов. Бомбардировки носили характер зверской войны и привели к многочисленным жертвам среди гражданского населения. Сильно пострадали густонаселенные районы Каира, Исмаилии, Александрии, Суэца и особенно Порт-Саида. Без всякой военной необходимости многие кварталы Порт-Саида были полностью разрушены. Десятки тысяч жителей остались без крова, были убиты или ранены. Против Египта широко велась психологическая война. Так, в ночь с 3 и 4 ноября на Каир было сброшено более 500 тыс. листовок, в которых население Египта призывалось к принятию англо-французских условий в отношении Суэцкого канала. В листовках писали: “Примите предложения союзников, иначе вам придется испытать все последствия политики Насера, тяжелые результаты которой: скажутся не только на немногих виновных, но и на многих невинных. Запомните, что мы имеем достаточно силы для того, чтобы добиться нашей цели, и что мы полностью используем ее, если это будет необходимо”. На Египет постоянно вещала радиостанция с Кипра, передачи которой носили разлагающий и запугивающий характер. С 1 ноября начала действовать палубная авиация 345-го оперативного соединения. В первый день она выполнила 355 боевых вылетов. Основными объектами ударов были египетские аэродромы и базировавшиеся на них самолеты. В ударах участвовали от 4 до 8 самолетов. Фугасные бомбы (112,5-кг калибра) сбрасывались с пикирования и реже — с горизонтального полета. После сброса бомб самолеты применяли пулеметно-пушечное вооружение и неуправляемые реактивные снаряды. Противодействие было слабым. В этот день союзникам удалось уничтожить до 90% египетских самолетов, что впоследствии обеспечило им господство в воздухе. 2 ноября правительство Великобритании объявило об установлении морской блокады египетского побережья. Торговым судам всех стран мира запрещалось заходить в район восточной части Средиземного моря, ограниченный параллелью 35° северной широты и египетским побережьем и меридианами 27° и 35° восточной долготы, а также в северную часть Красного моря.{11} В районе главной военно-морской базы Египта — Александрии — была установлена ближняя морская блокада. Здесь корабли союзного флота до окончания военных действий несли блокадный дозор. В других районах блокадной зоны патрулировали тактические группы кораблей и палубные самолеты. 31 октября в районах сосредоточения началась посадка войск и погрузка боевой техники на десантные корабли и транспорты. К 1 ноября объединенный англо-французский флот в составе 5 авианосцев, 3 легких крейсеров, 6 эскадренных миноносцев, 4 сторожевых кораблей и 8 тральщиков занял район ожидания, удаленный на 30—100 миль к северу от Порт-Саида. Десантные отряды прибывали в район в ночь с 4 на 5 ноября и продолжали в нем маневрировать до рассвета 6 ноября. 5 ноября в 7:30 англо-французская авиация начала выброску воздушных десантов, которая была предварена мощной авиационной подготовкой. В ударе участвовало одновременно более 200 самолетов. Авиация также оказывала поддержку выброшенному десанту. Только палубная авиация в этот день совершила более 470 самолето-вылетов, из которых 400 — для непосредственной поддержки войск. Авиация действовала мелкими группами, по 6—9 самолетов. Выход на цель осуществлялся с разных направлений и высот. К 14:30 было выброшено до одной парашютно-десантной бригады численностью более 3 тыс. человек. Парашютисты сразу же захватили аэродром Гамаль и перекрыли все дороги, ведущие в порт. Создались благоприятные условия для высадки морского десанта. Выброска парашютных десантов осуществлялась с высоты 100 — 200 м. Транспортные самолеты летели тройками, с каждого десантировалось до 30 бойцов. Транспортные самолеты прикрывались истребителями сопровождения. Районы десантирования размером 150x800 м были обозначены ориентирными вехами. Перед десантированием войск с самолетов сбрасывались контейнеры с воинскими грузами. Египтяне открывали по ним огонь и тем самым демаскировали свои огневые позиции. По этим позициям сразу же наносили удары специально выделенные самолеты. Это снижало потери в войсках и сокращало время приведения десантников в боевую готовность. Так, время сбора и приведения в боевую готовность роты составляло всего 15 — 30 мин. Это намного меньше, чем в годы Второй Мировой войны. В середине дня 5 ноября англо-французское командование предъявило ультиматум военному губернатору Порт-Саида с требованием сдать город. При этом египетские войска должны были сложить оружие. Ультиматум египетской стороной был отклонен, и в 23:30 бои возобновились. На рассвете 6 ноября после мощной авиационной и артиллерийской подготовки, продолжавшейся 45 минут, началась высадка морского десанта. В английской зоне высадка была произведена двумя эшелонами. Первый эшелон, состоявший из двух батальонов морской пехоты, усиленных танками, был высажен на два пункта: “красный” — шириной 400 м и “зеленый” — 350 м. Противодействие высадке было слабым. Одновременно со штурмовыми отрядами первого эшелона была высажена группа управления авиацией, в задачу которой входили вызов и распределение самолетов по объектам ударов, что значительно повышало эффективность воздушной поддержки. Почти одновременно в тактическую глубину противодесантной обороны противника четырьмя волнами был высажен вертолетный десант. Первая и последующие волны состояли из 22 вертолетов (6 “Сикамор” и 6 “Уирлуинд” с авианосца “Оушен” и 10 “Уирлуинд” с авианосца “Тесеус”). В каждой волне вертолеты следовали тремя группами. После двух рейсов вертолеты заправлялись топливом. Всего за 1 ч. 29 мин. вертолеты высадили 415 морских пехотинцев и доставили на берег 23 тонны оружия, боеприпасов и продовольствия. Грубым просчетом явилось то, что в составе вертолетного десанта не было офицеров связи от авиации, из-за чего самолеты нанесли несколько ударов по своим же войскам. Во французской зоне механизированная дивизия и отдельный танковый полк высаживались также двумя эшелонами. Высадка проходила без противодействия. Как и в английском секторе, высадка второго эшелона началась на рассвете 7 ноября. Всего за 2 дня было высажено 13,5 тыс. англичан и 8,5 тыс. французов. 7 ноября англо-французские войска захватили Порт-Саид и продвинулись вдоль Суэцкого канала на 35 км. Авиация с аэродромов Кипра, Мальты и с авианосцев прикрывала высадку морского десанта, блокировала аэродромы противника, наносила удары по скоплениям живой силы и техники. С 8 по 20 ноября в Порт-Саиде высаживались войска второго эшелона. За это время было высажено до 25 тыс. человек, выгружено 76 танков, 100 бронемашин и свыше 50 орудий крупного калибра. Общая численность высаженных войск превысила 40 тыс. человек 8 этих условиях большинство стран арабского мира, поддерживаемых Советским Союзом, решительно выступило на стороне Египта. Правительствам Англии, Франции и Израиля были направлены ноты протеста. Союзники вынуждены были прекратить огонь, а затем с 23 ноября начать эвакуацию своих войск с захваченной территории. Англо-франко-израильская война против Египта в очередной раз показала, что ВМС в малых войнах играют огромную роль в достижении крупных военно-политических целей. В этой непродолжительной войне силами флота высаживался морской десант, оказывалось огневое содействие высаженным войскам, наносились авиационные и артиллерийские удары по береговым объектам, осуществлялась морская блокада, а также обеспечивались морские перевозки. В последовательности ведения морской десантной операции просматривается шаблон, выработанный опытом Второй Мировой войны: высадка десанта при подавляющем превосходстве в силах и средствах, захват плацдарма и его временная изоляция, накопление сил на захваченном плацдарме, а затем уже переход в наступление для решения задач, ради которых был высажен морской десант. Отличительной особенностью Суэцкой десантной операции явилось то, что, выбирая район высадки, коалиционное командование отступило от общепринятых канонов высадки десанта на необорудованное побережье с наиболее слабой противодесантной обороной или там, где она вообще отсутствовала, и высадило десант непосредственно в порт, чем обеспечило быстрейшее решение задачи по захвату Суэцкого канала. Такое решение рассчитывалось на безусловный успех благодаря достигнутому превосходству в силах и средствах. В операции “Мушкетер” впервые в истории высадка морского десанта была проведена способом “вертикального охвата”. Опыт этой высадки показал, что такой способ дает большие преимущества наступающей стороне. Во-первых, значительно увеличиваются темпы высадки десанта. Во-вторых, высадка вертолетного десанта в тактическую глубину противодесантной обороны позволяет одновременно наносить удары по противнику с нескольких направлений, а также решать частные задачи по захвату объектов в системе противодесантной обороны побережья, препятствовать подходу резервов противника и т.д. В то же время высадка вертолетного десанта показала, что обычные вертолеты мало приспособлены для подобных действий: необходимо создание специальных транспортно-десантных вертолетов, которые могли бы принимать большее количество личного состава и тяжелую боевую технику. Потери сторон были относительно небольшими. Это объясняется прежде всего малой продолжительностью боевых действий. Потери египетских войск составили около 800 человек, англичан и французов — 320. Значительно большими были потери гражданского населения. В результате варварских бомбардировок населенных пунктов погибло около 3 тыс. мирных жителей. Потери в корабельном составе также были небольшими. Египетский флот потерял 6 боевых кораблей, в том числе 1 эсминец и 4 торпедных катера, союзники — 3 боевых корабля и 1 войсковой транспорт. Наибольшими потери были в авиации: египетские ВВС потеряли 90% самолетов, англичане и французы — всего 13%. Такие высокие потери египетских ВВС явились следствием пренебрежительного отношения к маскировке и укрытию авиационной техники. В угрожаемый период самолеты оставались на аэродромах на своих штатных местах. Рассредоточение и перебазирование самолетов в укрытие осуществлено не было, а мероприятия по маскировке выполнялись формально. На итогах боевых действий сказались также и просчеты египетского командования, посчитавшего маловероятной высадку десанта в Порт-Саиде и, как следствие, не организовавшего его противодесантную оборону, а также постановку минных заграждений.
|
ВОЕННО - МОРСКОЙ ФЛОТ |
НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ WARTIME
|