КОРАБЛЕСТРОИТЕЛЬНАЯ ИНДУСТРИЯ ИТАЛИИ
|
Италия на протяжении всей своей истории являлась и остается страной с богатыми традициями кораблестроения. Сегодня она фактически располагает всей необходимой технологической и промышленной базой для строительства военных кораблей и судов любой сложности и конструкции. На итальянских судоверфях строятся как надводные корабли всех классов (включая легкие авианосцы), так и современные дизельные подводные лодки, а также вспомогательные военные и морские суда различного назначения. Хорошо развитый военно-промышленный комплекс Италии позволяет оснащать строящиеся корабли силовыми установками, электроникой, автоматизированными системами управления и связи, необходимым вооружением и другим оборудованием национального производства. Вместе с тем автономность страны в области кораблестроения не может являться абсолютной, поскольку итальянские судостроительные компании и верфи, как и многие другие отрасли ВПК, тесно связаны, заимствуют опыт и работают в кооперации с ведущими военно-промышленными предприятиями государств Европейского союза. В принципе кооперация в сфере производства вооружений и военной техники находится в русле общей европейской промышленной политики, направленной на снижение производственных издержек и унификацию военной продукции в рамках НАТО. В настоящее время практически все предприятия военного и крупного гражданского судостроения в Италии объединены в государственный финансово-промышленный холдинг "Финкантьери" (Fincantieri- Cantieri Navail Italiani S.p.A.(1)), который и выполняет весь объем государственных заказов для национальных ВМС и морского флота. В сферу деятельности этой корпорации входит проведение НИОКР, в том числе военных, разработка, проектирование и строительство надводных боевых кораблей и подводных лодок, а также их продажа с последующим техническим обслуживанием, ремонтом и модернизацией. Холдинг "Финкантьери" с управляющей компанией в г. Триест, объединивший практически все судоверфи Италии, представляет собой крупную судостроительную корпорацию, в которой постоянно занято порядка 9,5 тыс. сотрудников. Производственные мощности коммерческого судостроения сосредоточены на следующих верфях - "Монфальконе" (строительство больших океанских круизных лайнеров), "Маргера" (пассажирских кораблей и паромов), "Сестри-Поненте", "Анкона", "Ливорно" и "Кастелламаре" (используются для строительства самых разных судов для нужд торгового флота: нефтяных, химических и газовых танкеров, нефтяных платформ, буксиров, барж, танкеров-рефрижераторов, океанских яхт и т. п.). Судоремонтом заняты верфи в городах Палермо, Триест (ATSM), Венеция (CNOMV), Неаполь (SEBM) и Генуя (OARN и MGM)(2). Дизельные силовые установки производятся на заводе "Гранди мотори Триесте". Административные офисы завода расположены в г. Триест, а научно-исследовательский институт холдинга - Четена (Cetena) - находится в г. Палермо. Военное кораблестроение сосредоточено на верфях "Рива-Тригозо" (г. Генуя) и "Муджано" (г. Специя). Именно здесь ведется строительство всех боевых надводных кораблей, включая авианосцы, и подводных лодок. Закладка их происходит, как правило, на верфи "Рива-Тригозо", а затем корпуса строящихся кораблей(3) перегоняются в Специю для монтажа узлов и агрегатов и окончательной сборки на верфи "Муджано". При строительстве кораблей применяются самые современные технологии (включая "стелт"). К настоящему времени на этих верфях завершено строительство двух современных дизельных подводных лодок по немецкому проекту 212А. В июне 2005-го и в мае 2006 года флоту были переданы ПЛ "Сальваторе Тодаро" (S 526) и "Шире" (S 527) соответственно (стоимость проекта в кооперации с Германией составила 920 млн евро). Высокие тактико-технические характеристики новых лодок позволяют сократить общую численность подводных сил ВМС Италии с девяти до шести ПЛ. Близится к завершению строительство легкого авианосца"Кавур"(С 552), который был заложен в июле 2001 года, спущен на воду в июле 2004-го и должен быть передан флоту в 2007 году. Авианосец заменит в составе флота крейсер "Витторио Венето" (С 550), который был снят с учета ВМС в 2003 году. Он строился по проекту NUM (Nuova Unita Maggiore), значительно измененному уже в ходе строительных работ (первоначальное название корабля - "Андреа Дориа" было также изменено). В результате в ВМС поступит многоцелевой корабль, способный выполнять задачи не только авиационной поддержки, но и переброски значительных десантных сил морской пехоты с тяжелой техникой и вооружением, а также служить командно-штабным кораблем (с центром боевого управления объединенного оперативного соединения на борту). Стоимость проекта составит 1,39 млрд евро. На тех же верфях продолжается строительство двух эскадренных миноносцев УРО типа "Андреа Дориа" (по совместному франко-итальянскому проекту "Горизонт"). Головной корабль был заложен в июле 2002 года, спущен на воду в 2005-м и должен быть передан флоту в 2007-м. Второй - "Кайо Дуильо", заложенный в 2003 году, согласно планам войдет в строй в 2009-м. Стоимость проекта 1,5 млрд евро. На судоверфях "Финкантьери" начато также строительство многофункциональных фрегатов УРО по совместной с Францией программе FREMM (FRegate Europeene Multi-Missione). Заказ на постройку первой серии из шести ФР УРО типа "Бергамини" (два в варианте противолодочных и четыре - многоцелевых) поступил в 2005 году (в ближайшее время планируется заказать еще четыре). Эти корабли заменят в составе флота фрегаты типа "Лупо" (четыре) и "Маэстрале" (восемь). Общая стоимость программы, рассчитанной до 2018 года, составит 5,68 млрд евро. Следует отметить, что общая доля финансирования ВМС Италии в военном бюджете страны (в 2006 году он составил 19,5 млрд евро) остается практически неизменной на протяжении последних нескольких лет и не превышает 20 проц(4). Некоторые отклонения могут быть вызваны только резкими изменениями в международной военно-политической обстановке и конъюнктуре мирового рынка вооружений. В военном бюджете страны на 2006 год на модернизацию имеющихся и закупку новых военных кораблей для флота выделено свыше 760 млн евро. Итальянскому флоту, в соответствии с утвержденной парламентом страны 15-летней программой, предстоит реструктуризация и переориентирование на решение задач сдерживания и быстрого реагирования на возникающие конфликты в кризисных регионах. Предусматривается, в частности, формирование объединенной экспедиционной оперативной группы с амфибийно-десантным компонентом, способным решать задачи сил первоначального вторжения или быстрого реагирования. Основу десантных сил должны составить полк морской пехоты ВМС ("Сан-Марко") и амфибийный полк СВ ("Серениссима"/ Соответственно совершенствованию амфибийных сил флота придается первостепенное значение. В этой связи руководство ВМС Италии намерены в 2006 году приступить к реализации масштабной программы строительства универсальных десантных кораблей. В перспективе новые УДК заменят в составе флота ДВКД типа "Сан-Джорджо" ("Сан-Джорджо", "Сан-Марко" и "Сан-Джусто", постройки 1987, 1988 и 1994 годов соответственно), а также (в случае внесения в проект определенных изменений) и АВЛ "Джузеппе Гаррибальди" (С 551) постройки 1985 года. Кроме того, для повышения мобильности вооруженных сил планируется зафрахтовать еще один транспорт класса "ро-ро" в дополнение к ТР "Мэйджор", арендованному командованием тылового обеспечения, а в составе вспомогательного флота танкеры-заправщики типа "Стромболи" (два, постройки 1975 и 1978 годов) и "Этна" (1998-го) предусматривается заменить новыми универсальными транспортами снабжения (УТРС). В настоящее время в конструкторском отделе "Финкантьери" завершена предварительная фаза проектирования нового УДК, и главное управление вооружений ВМС, курирующее проект, представило на рассмотрение главного штаба ВМС его основные тактико-технические и стоимостные параметры. По свидетельству представителей отдела проектирования надводных кораблей, рассматриваются два концептуальных варианта конструктивного решения проекта, отличающиеся главным образом местом размещения комбинированного блока надстройки с ангаром - в центральной или носовой части палубы (см. рисунок.). Десантные возможности проектируемого корабля (с доковой камерой, двумя аппарелями, ангаром и четырьмя площадками для вертолетов) позволят принять на борт 600 десантников и 150 человек походного штаба, пять десантных катеров и три плавающих БТР или танка "Ариете", а также четыре вертолета типа ЕН-101. Водоизмещение корабля составит около 20 000 т, длина - до 200 м, ширина - порядка 30 м. В случае необходимости повышения возможностей по приему летательных аппаратов разных типов (при реализации плана замены АВЛ "Джузеппе Гаррибальди" новым УДК) предусматривается доработка проекта (в частности, увеличение длины полетной палубы для использования самолетов с вертикальным взлетом и посадкой AV-8B и F-35B). Предварительная проработка этого (третьего) варианта проекта уже начата в штабе ВМС. Планами командования предусмотрены также ремонт и модернизация уже состоящих на вооружении ВМС Италии эсминцев типа "Луиджи Дюран де ла Пенне" и фрегатов типа "Маэстрале" (217 млн евро, до 2009 года). В области корабельных систем вооружений намечается дальнейшая реализация совместной с Францией программы закупки зенитных ракетных комплексов FSAF (Future Surface-to-Air Family) и PAAMS (Principal Anti-Air Missile System) среднего радиуса действия (ассигнуется соответственно 1 090 и 890 млн евро до 2014 года), а также приобретение (в эти же сроки) противокорабельных комплексов "Тезео" (46 млн евро). Помимо этого, фирма WASS (Whitehead Alenia Sistemi Subaquei(5)) проводит работы по усовершенствованию торпеды MU-90 нового поколения (совместно с Францией, 191 млн евро, до 2007 года) и системы противоторпедной защиты SLAT (39 млн, до 2009-го). Следует отметить, что созданный в 60-е годы прошлого столетия государственный холдинг "Финкантьери"(6) зарекомендовал себя с самой положительной стороны и в настоящее время прочно удерживает свои позиции на рынке военно-морской техники. Вместе с тем как в Европейской комиссии, так и в самой Италии возникают дискуссии относительно целесообразности столь явного присутствия государства в капитале национальных военно-промышленных компаний.(7) Считается, что государственное управление не полностью увязывается с принципами конкурентной борьбы на мировом рынке вооружений и не способствует прозрачности финансирования таких предприятий. Последняя попытка приватизировать холдинг "Финкантьери" была предпринята в 2004 году. Однако этому воспротивилось как его руководство, так и профсоюзы. В официальном заявлении правительства констатировалось, что холдинг не может быть приватизирован, поскольку не представилось возможным найти достаточно крупных инвесторов ни в самой Италии, ни за ее пределами, что в принципе было ожидаемо, так как руководство страны не заинтересовано в потере контроля над столь важной для ее экономики отраслью. А "Финкантьери" действительно является одним из мировых лидеров в области кораблестроения (портфель заказов оценивается в 7 млрд евро, а годовой товарооборот превышает 1,5 млрд). Кораблестроительной отрасли Италии на протяжении целого ряда лет уделяется серьезное внимание со стороны правительства. И этот факт вполне объясним, поскольку она является одной из наиболее важных и развитых в комплексе национальной военной промышленности и имеет стратегическое значение для страны. (По материалам журнала “Зарубежное военное обозрение” № 6, 2006).
|
ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ |
НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ |
ЕЖЕДНЕВНЫЕ ВОЕННЫЕ НОВОСТИ
|