ГЛАВА IV. ВОЙНА В ВОЗДУХЕ.


В течение всего августа германская авиация усиленно готовилась к началу боевых действий. В ходе этой подготовки случались трагедии. Незадолго перед началом войны I./StG 76 понесла досадные потери. Ранним утром 15 августа 1939 все три эскадрильи этой группы взлетели в направлении полигона Нейхаммер, снаряженные учебными цементными бомбами с дымовыми шашками, для демонстрации возможностей пикирующих бомбардировщиков перед приехавшими представителями командования Люфтваффе (среди которых был и генерал-майор фон Рихтгофен). Метеослужба проинформировала командира группы капитана Вальтера Зигеля (Sigel), что нижняя кромка облачности ожидается на высоте около 900 м. Но тем временем в районе цели сгустился утренний туман, и видимость снизилась до 100 м по вертикали. Незадолго до шести утра часть появилась над полигоном. Первым начало пикирование штабное звено: центральную машину пилотировал Зигель, машину справа от него - адъютант группы обер-лейтенант Эппен, слева - обер-лейтенант Мюллер. Непосредственно за ними пикировали девять машин 2-й эскадрильи под командованием обер-лейтенанта Гольдмана и такое же число самолетов 3-й эскадрильи. Немного приотстала 1-я эскадрилья (командир - обер-лейтенант Дитер Пельц). Пробив слой облачности и тумана, командир группы обнаружил, что до земли осталось меньше ста метров, и немедленно отдал приказ о прекращении атаки. Но было уже поздно. Вся 2-я эскадрилья, две машины штабного звена и две машины 3-й эскадрильи разбились о землю. Из двенадцати «штук», пикировавших в голове строя, уцелел только самолет капитана Вальтера Зигеля, который смог вывести машину из пике на высоте около двух метров над поляной в лесу. Предельной высотой для безопасного выведения Ju 87 из пике считалось 500 м.

Рассвет 1 сентября был туманным. Над Северной и Центральной Польшей стояла сплошная и густая облачность. Туман стелился по земле, закрывая авиационные цели. 1-й воздушный флот смог в эти утренние часы поднять в воздух лишь незначительную часть самолетов. Боевые действия Лювтваффе начались с массированных бомбардировок объектов на территории Польши.

1 сентября 1939 в 04.26 три самолета Ju 87 В из З./StG 1 взлетели с аэродрома Эльбинг-Ост с заданием уничтожить пост подрыва зарядов взрывчатки у моста в Тчеве, заминированного польскими саперами. Во главе звена летел обер-лейтенант Бруно Диллей (Dilley, командир З./StG 1); его бортстрелком был обер-фельдфебель Катер. Вторую машину пилотировал лейтенант Шиллер, пилот третьей неизвестен. Каждый самолет нес по одной бомбе массой 250 кг и по четыре массой 50 кг. Налет состоялся в 04.34. Несмотря на бомбардировку, польским саперам удалось соединить порванные провода, и в 06.30 мост в Тчеве взлетел в воздух.

Пикирующие бомбардировщики типа Ju-87 из ST77 атаковали пограничные укрепления поляков в районе города Люблинец. Пилоты Ju-87 из I/SIG2 нанесли удар по Краковскому аэродрому, уничтожив ангары для самолетов. 90 самолетов из I/SIG2, I и IISIG77 нанесли удары по группировке польской кавалерии, сосредоточенной в районе г. Велюнь, уничтожив штаб Волынской кавалерийской бригады, и обеспечили быстрый захват этого города в ночь на 2 сентября силами VI-го армейского корпуса. Командир I/SIG2 38-летний Оскар Динорт, чемпион Германии 1931 г., побивший мировой рекорд длительности полета, вспоминает об этом: «Мы пересекаем польскую границу на высоте 2500 метров. Видимость далеко не лучшая, едва километр. И хотя солнце просвечивает, всё плавает в тумане. Внезапно впереди появляется группа строений, но пока непонятно, что это - большой город или маленькая деревня... Велюнь - наша цель!

Я убираю свою карту, устанавливаю прицел, закрываю заслонки радиатора, т.е. делаю те вещи, которые выполнял уже сотни раз, но никогда я так не волновался, как сегодня. Сделав переворот через левое крыло, я перехожу в пикирование. Скрип воздушных тормозов - и вся кровь в моём теле устремляется вниз, к ногам. На высоте 1200 метров нажимаю на сброс бомб. Самолёт вздрагивает, первая бомба пошла вниз. Вывод - вираж - набор высоты по спирали - затем быстрый взгляд вниз. Удар по цели, прямое попадание в дорогу. Чёрная змейка из людей и лошадей, двигавшихся по ней, полностью остановилась. Теперь - к большому поместью, забитому фургонами. Наша высота около 1200 метров, и мы пикируем до 800 метров. Бомбы вниз! В воздух поднимаются столбы дыма и огня».

В первый день войны немецкая авиация нанесла мощные удары с воздуха по всем стратегически важным целям на территории Польши и добилась серьезных результатов. Значительная часть польских самолетов была уничтожена на аэродромах, множество пилотов и квалифицированного технического персонала погибло на земле рядом с обломками собственных самолетов. Следует добавить, что всего был атакован 21 аэродром польских ВВС. Бомбардировкам подверглись транспортные узлы, что катастрофически сказалось на мобилизационных мероприятиях поляков, отчасти было парализовано железнодорожное сообщение, разрушено много промышленных предприятий и узлов связи.

Война застала польский Главный штаб неотмобилизованным. Много проблем возникло со связью верховного командования: рота связи заканчивала мобилизацию только вечером 2 сентября. Когда через несколько часов после объявления тревоги офицеры Главного штаба приступили к делу, оказалось, что в их распоряжении имеется лишь несколько телефонов, один телеграфный аппарат и одна радиостанция, пользоваться которой было трудно, так как ее передающее устройство находилось далеко от штаба, в районе Повонски, а приемник, соединенный кабелем с передатчиком, в личном укрытии Рыдз-Смиглы, куда входить считалось не совсем удобным. Правда, вскоре на десяти автомашинах прибыла в форт Пилсудского еще одна радиостанция, однако ввиду ее огромных размеров, не позволявших разместить аппаратуру в укрытии, радиостанция могла начать работать лишь через сутки. 2 сентября немецкая авиация вывела из строя передатчик радиостанции. С тех пор станцией можно было пользоваться только для приема сообщений. Не удивительно, что уже на второй день войны отмечалась потеря связи с соединениями, а в следующие дни длительные перерывы связи со всеми армиями стали обычным явлением.

Гражданское население страдало не менее жестоко, чем военные. Люди гибли сотнями, их дома и имущество погибало в огне немецких бомбардировок. Транспортная система была расстроена, мосты и дороги разрушались немецкими бомбардировщиками. В результате наряду с хорошо сколоченными войсковыми частями в распоряжении польского командования оказались и части случайного состава, в которых офицеры и солдаты совершенно не знали друг друга. Перед фронтом наступавших немецких танков и пехоты, а иногда и параллельно их колоннам на восток тянулись толпы обезумевших беженцев. Они двигались на поездах, иногда на автомобилях и чаще всего на повозках, шли пешком и тащили с собой кое-какие наспех собранные пожитки.

Во многих городах Польши перестали выходить газеты, не работала почта. Однако новости, сообщаемые по радио, способствовали поддержанию бодрого настроения. Далеко не у всех жителей Польши были собственные радиоприемники; известия передавались из уст в уста и дополнялись слухами. Люди уверяли друг друга, что польские войска наступают на всех фронтах; некоторые утверждали даже, что войска приближаются к Кенигсбергу в Восточной Пруссии. Если где-либо на время прекращались налеты немецкой авиации, поляки говорили, что у немцев не хватает горючего. Ходили слухи, что из-за недостатка авиационных бомб “немцы кое-где прибегают к сбрасыванию обрезков железнодорожных рельсов”. (de Jong L. The German Fifth Column In The Second World War. — Chicago, 1956.)

Польская авиация пыталась оказывать мужественное сопротивление, несмотря на техническое несовершенство самолетов польские летчики самоотверженно поднимали свои устаревшие машины в небо и вступали в бой с численно превосходившими их пилотами Люфтваффе.

Истребитель PZL P-24 ВВС Польши

В 6.30 утра с полевого аэродрома Белице по тревоге поднялась пара польских истребителей P-11с, принадлежавших 121-й эскадрилье 111/2 дивизиона армии "Краков". Ведущим был капитан Мечислав Медвецкий, ведомым - подпоручик Владислав Гнышь. Едва взлетев, обе машины оказались прямо перед возвращавшимся с бомбардировки Ю-87Б (бортовой номер Т6+ВК), пилотируемым сержантом Франком Нюбертом. Увидев по курсу два польских истребителя, гитлеровский летчик увеличил газ и, заняв удобную для стрельбы позицию, дал длинную очередь по самолету ведущего.

После второй очереди истребитель Медвецкого закачался с крыла на крыло и исчез в огненном шаре взрыва. Затем "Юнкерс" довернул на машину ведомого с белой цифрой 5 на борту , но тот резким маневром влево-вверх ушел из-под удара. Из-за малой скорости такой маневр едва не стоил подпоручику жизни - его самолет заскользил вниз, и он с трудом выровнял его у самой земли. Гнышь продолжил полет и через некоторое время увидел слева и ниже себя два немецких бомбардировщика До-17Е, летевших в направлении Краков-Олькуш. Польский летчик повернул влево и смело вступил в бой. Спустя несколько минут обе фашистские машины догорали на земле.

Эти два боя произошли ранним утром 1 сентября 1939 г. Польский P-11с и два немецких До-17Е стали первыми сбитыми самолетами в начавшейся в тот день второй мировой войне.

К 1 сенября 1939 года ВВС Польши состояли из 4-х бомбардировочных эскадрилий- 40 бомбардировщиков PZL P-37 Los, 13 эскадрилий бомбардировщиков PZL P-43 Karas (117 самолетов),15 истребительных эскадрилий (142 самолета типа PZL P-7 и PZL P-11) и 11 разведывательных эскадрилий (89 самолетов типа LWS Czapla и Lublin R-XIII); всего 388 самолетов. Еще 950 единиц находились в учебных центрах, резерве и ремонте.

Для боевых действий ВВС были разделены на армейскую авиацию и авиацию Верховного Командующего. Это разделение закончилось фатальной децентрализацией и рассеиванием малочисленных воздушных сил.

Каждая крупная оперативная единица (армейская или независимая авиагруппа) включала от 2 до 5 истребителей, бомбардировщик и несколько самолетов-разведчиков. Основными задачами, возложенными на них были проведение воздушной разведки, борьба с авиацией противника, нанесение ударов по его наземным войскам и коммуникациям и взаимодействие с собственными сухопутными силами.

Авиация Верховного Командующего состояла из двух бригад: бомбардировочной и истребительной. Бомбардировочная бригада включала в себя 5 эскадрилий, всего 36 бомбардировщиков Р-37 Los и 50 P-43 Karas. Бригада истребителей состояла из двух дивизионов (по 2 эскадрильи в каждом): всего 29 самолетов типа P-11, 15 типа Р-11а, а также 10 устаревших P-7a и 3 самолета связи RWD-8. Они должны были эффективно противодействовать немецкой авиации и прикрывать Варшаву с воздуха. Истребительная Бригада была единственным крупным соединением истребителей в довоенной Польше. Она была сформирована приказам от 24 августа 1939 г. и через три дня была развернута на аэродромах.

Истребительная Бригада под командованием полковника Стефана Павликовского-летчика-истребителя, участника Первой мировой войны, должна была действовать вне зоны действия польской ПВО на дальних подступах к Варшаве. Предполагалось, что основные удары немцы будут наносить с аэродромов, расположенных в Восточной Пруссии и Померании, удары из Силезии считались маловероятными. Исходя из этих соображений и были размещены истребители на аэродромах вокруг Варшавы, согласно ожидаеммым направлениям полетов немецких бомбардировщиков. Они расположились в Варшавских предместьях-Zielonka, Poniatow, Blonie, Piaseczno и Gora Kalwaria.

Чтобы повысить эффективность воздушной обороны польское командование разработало новую, но неопробованную на практике систему перехвата воздушных целей. Она во многом оправдала себя во время обороны польской столицы. Эта система была основана на сети многочисленных наблюдательных постов, развернутых по всей стране и оборудованных средствами связи. Они были подчинены центральному командному операционному пункту в Варшаве, с которого истребители наводились на цели. Из-за слабого технического оснащения, острой нехватки современных средств связи полякам не удалось применить эту систему в широких масштабах. Поэтому Варшава являлась единственным городом, имеющим современную систему ПВО. Бригада истребителей Верховного Командования, расположенная вокруг Варшавы достигла наилучших результатов.

С началом войны Польша прекратила исполнение всех авиационных экспортных заказов. Все самолеты предназначенные на экспорт были конфискованы, в т.ч. 9 новых машин PZL-43, заказанных ВВС Болгарии. Эти самолеты были оснащены французским двигателем "Гном-Рон 14" мощностью 930-1000л.с. и могли развивать скорость 365 км/ч. Но только пять из них удалось отправить на фронт, остальные погибли во время первых немецких бомбардировок завода P.Z.L. (Panstwowe Zaklady Lotnicze).

PZL P. 43

1 сентября 1939 г. пост наблюдения в Млаве обнаружил большую волну немецких бомбардировщиков, идущих из Восточной Пруссии на Варшаву. В 7.00 Истребительная Бригада поднялась в воздух с аэродрома Понятув и атаковала самолеты Лювтваффе над Zegre. 80 бомбардировщиков He-111, в сопровождении 20 истребителей Me-110 должны были нанести бомбовые удары по столице Польши. Строй немцев рассыпался после атаки 52-х польских истребителей. Несмотря на количественное и техническое превосходство немцам не удалось прорваться к Варшаве и они отбомбились в спешке вслепую. Бой длился почти полчаса, поляки при этом потеряли истребитель P-11c подпоручика Полушиньского. У немцев был серьезно поврежден истребитель майора Грабманна. Таких столкновений за утро было зафиксировано много. В полдень бригада провела еще один бой с немецкими бомбардировщиками и эскортирующими их Ме-109. В этом бою летчики 113-й эскадрильи подпоручик Ян Боровский и подхорунжий Ержи Радомский сбили по одному "сто девятому". Еще два Ме-109 уничтожили летчики 111-й эскадрильи: командир эскадрильи капитан Густав Сидорович сбил "мессершмитт" над Варшавой, однако и сам он был сбит, подполковник Леопольд Памула таранил Ме-109 и выпрыгнул с парашютом.

При налетах на Варшаву немцы потеряли 43 самолета, еще возможно 9 было сбито и 20 повреждено. Однако к полудню 1 сентября Истребительная Бригада Верховного Командующего потеряла 38 самолетов, что составило около 70% ее первоначального состава. Огромные невосполнимые потери понесли другие авиачасти польских ВВС, многие машины были уничтожены на земле.

Посол США в Париже Уильям К. Булитт (William C. Bullitt) сообщил своему правительству, что потери польских ВВС составили 9/10 их численности к полудню 1 сентября.

1 сентября около 60 Не 111 из I. и III./KG 4 совершили налет на аэродром под Краковом, a II./KG 4 разбомбил львовский аэродром, потеряв при этом одну машину. Аэродром Раковице под Краковом был перепахан 48 тоннами бомб, а на львовский аэродром упало "всего лишь" 22 тонны. Подобное задание полк выполнил и на следующий день, когда силами 88 машин достиг многочисленных попаданий на трех аэродромах Демблинского узла уничтожив 11 машин. За всю польскую кампанию KG 5 "General Wever" потерял пять бомбардировщиков, из них два бомбардировщика в один день - 6 сентября. В районе Груйца Не 111 из 3./KG 4 разбомбили автомобильную колонну III/6 дивизиона, но вслед за этим звено обер-лейтенанта Келля (Kell) было атаковано звеном PZL Р.11, возглавляемым подпоручником Глувчиньским (Glowczynski) из упомянутого дивизиона. В ходе боя 2 Не 111 были сбиты, а самолет самого Келля получил 70 попаданий. Погибло семеро фашистских летчиков, трое было ранено.

В первые дни войны случались курьезные ситуации, например обстрелы собственных самолетов. Примером могут служить воспоминания летчика Лювтваффе Вольфганга Фалька:

«В 06.00 нам сообщили, что мы должны вскоре взлететь, чтобы прикрыть Не-111 из I. и HI./KG4, направляющиеся к польским аэродромам в районе Кракова. В порыве энтузиазма кто-то из пилотов даже предложил вылететь раньше, чтобы иметь время сразиться с вражескими истребителями. Каждый из нас хотел как можно скорее добиться победы, чтобы не остаться позади других (Пилоты 1./ZG76 надеялись, что подобный «трюк» даст им возможную первую победу в ходе войны. Первую воздушную победу в ходе 2-й мировой войны одержал же совсем не пилот истребителя, а пилот Ju-87. Это был командир звена из I./StG2 лейтенант Франк Нёйберт (Frank Neubert), сбивший ранним утром истребитель PZL Р.11 командира 121-й эскадрильи капитана Мечислава Медвецкого (Mieczyslaw Medweckie)). К сожалению, над Краковом нам было не от кого защищать наши бомбардировщики, не было даже зенитного огня (Поляки успели в первые же часы рассредоточить свои самолеты по замаскированным запасным аэродромам, и Не-111 сбросили 48 тонн бомб фактически на пустое место). Мы проводили пустые бомбардировщики обратно. — Лишь подлетая к границе, я увидел внизу горящие деревни и окончательно понял, что война началась. Запас топлива подходил к концу, и мы повернули в сторону нашего аэродрома. Когда мы отворачивали от бомбардировщиков, я посмотрел вниз и заметил одиночный разведывательный Не-46. Он летел без всякого прикрытия, и я спикировал вниз, желая показать, что мы здесь и он под нашей защитой. Внезапно его пилот, видимо, увидев меня, как сумасшедший начал бросать свой самолет из стороны в сторону, а его бортстрелок начал в меня стрелять! Только отлетев на достаточное расстояние, я понял, что только что получил боевое крещение благодаря своему же самолету. Несколько минут спустя я заметил еще один самолет: «Ха! PZL P.23, я могу открыть свой счет!» Я начал набирать высоту и в отблесках солнца заметил на его плоскостях несколько красных пятен. Я был уверен, что это польский самолет. Мы знали, что недавно на обычных красно-белых польских опознавательных знаках белые фрагменты были закрашены и остались только красные. Я развернулся и открыл огонь. К счастью, моя стрельба была такой же меткой, как огонь бортстрелка с Не-46, так как через мгновения я понял, что передо мной наша «Штука»! То, что я принял за польские знаки, было фактически буквой «Е» красного цвета. Сразу же после посадки я доложил об этом происшествии, и вскоре все цветные символы на плоскостях наших самолетов были перекрашены в черный цвет» (То, что Фальк не заметил рядом с красной литерой «Е» черный крест с белой окантовкой, говорило о явном несоответствии размеров опознавательных знаков Люфтваффе. После нескольких подобных инцидентов на плоскостях немецких самолетов стали наносить кресты увеличенных размеров, и порой они занимали всю ширину крыла. Затем в начальный период боев на Восточном фронте многие эскадрильи Люфтваффе также отказались и от использования в своих кодах букв красного цвета, чтобы их по ошибке не приняли за красные звезды).”

Вечером 2 сентября Bf-110 из 1. и 2./ZG76 выполняли «свободную охоту», когда в районе Лодзи встретились с группой из 18 истребителей PZL Р. 11. В ходе боя обер-лейтенант Фальк, лейтенант Гельмут Лент и обер-лейтенант Нагель (Nagel) одержали свои первые победы, сбив по одному польскому истребителю. Однако и поляки «не остались в долгу», сбив в свою очередь три Bf-110. Bf-110 в основном выполняли вылеты на штурмовку наземных целей и встречи с польскими самолетами носили эпизодический характер. 4 сентября Фальк сбил бомбардировщик PZL P.37 «Лось» («Los»), 5-го в районе Лодзи — легкий бомбардировщик PZL P.23 «Карась» («Karas»), а 6-го на его счету был истребитель PZL Р. 11 (Вероятно, какая-то из этих 4 побед не была подтверждена, так как официально на счету Фалька числилось только 3 победы, одержанные в ходе польской кампании).

Из-за больших потерь Истребительной Бригады Верховного Командующего для защиты Варшавы привлекли армейские истребители, но их потери составили 54 самолета и 34 пилота. Немцы потеряли 129 самолетов всех типов уничтоженными и поврежденными. Поляки с самого начала интенсивных боевых действий стали испытывать острый дефицит авиационного бензина. Потери были очень высоки. 6-7сентября 1939 г. отстки Истребительной Бригады Верховного Командующего были переведены в окрестности Люблина, оттуда на Волынь, и лишь немногие сумели достигнуть территории Румынии, где были интернированы.

Армейская истребительная авиация Польши воевала в основном в районе Лодзи. В нее входило 5 дивизионов (по две эскадрильи в каждом), подчинявшихся пяти армиям: "Краков", "Познань", "Поможе", "Лодзь", "Модлин" и самостоятельной оперативной группе "Нарев".

Основой тактики армейских истребителей были засады на маршрутах бомбардировщиков. Так, 4 сентября двенадцать P-11с 111/4 дивизиона армии "Поможе" атаковали группу из 24 бомбардировщиков, летевших под прикрытием 15 Ме-109 и Ме-110. В этом бою было уничтожено 5 немецких бомбардировщиков и по одному истребителю с каждой стороны. Самыми активными противниками польских эскадрилий на этом участке фронта были Ме-110 дивизиона 4-го флота Люфтваффе. На второй день войны этот дивизион прикрывал бомбовые налеты на цели в районе Лодзи и Демблина и вступил в бой с истребительным дивизионом армии "Лодзь". В завязавшейся воздушной битве с участием 30 самолетов с обеих сторон поляки потеряли две машины плюс одну при вынужденной посадке и сбили два истребителя противника. Значительные , потери 111/6 дивизион понес 4 сентября - от эскадрильи Ме-109. По немецким данным, в тот день противник потерял на земле и в воздухе 11 самолетов.

Активные действия армейских истребителей продолжались только первую неделю войны. В период с 7 по 17 сентября большинство эскадрилий перебазировалось в окрестности Люблина и Луцка. Количество боевых вылетов резко сократилось. Единственным боевым формированием истребительной авиации Польши, воевавшим вплоть до начала эвакуации, была 132-я эскадрилья 111/3 , истребительного дивизиона армии "Познань".

За весь период боевых действий польская истребительная авиация, имевшая 164 машины, сбила 126 немецких самолетов (в иных источниках указывается 131 ) сбитый самолет). При этом в воздушных боях и от огня ПВО потеряно 52 истребителя. Таким образом, несмотря на устаревшую технику, польские пилоты оказались отличными бойцами с высоким уровнем летного мастерства. Много польских истребителей погибло на аэродромах и при вынужденных посадках. Общие потери составили 72% первоначального состава.

Бомбардировочная Бригада Верховного Командующего под командованием полковника Владислава Геллера была сформирована перед самой войной в спешке из-за чего многие недостатки в ее организации ярко вскрылись с началом боевых действий.

К боевым вылетам Бомбардировочная Бригада приступила только 2 сентября нанеся удары по немецким танковым колоннам около Ченстхова, Klobuck и Herby. 3 сентября после прорыва XVI корпуса генерала Эриха Гопнера польских позиций к северу от Ченстхова и продвижения к Piotrkow Trybunalski, польское командование решило нанести контрудар на северном фланге Армии “Prusy” из района Piotrkow. 3-5 сентября польские бомбардировщики совершили налет на немецкие танки. 4 сентября было совершено еще 5 вылетов в район Radomsko для атаки XVI корпуса Гопнера, который был наиболее опасен и в район Wielun для атаки 13 моторизованной дивизии вермахта. Поскольку истребительное прикрытие не выделялось поляки потеряли при этих налетах 11бомбардировщиков, в т.ч. 9 типа P-37 “Лось”. К началу войны P-37 “Лось” был единственным бомбардировщиком польских ВВС, соответствовавшим стандартам времени. Представленный на выставке в Белграде в 1938г. и Парижском авиасалоне в том же году самолет Р.37А привлек к себе заметный интерес, что привело к экспортным заказам на 35 бомбардировщиков Р.37С, оснащенных двигателями Gnome-Rhone 14N.07 мощностью 970 л.с., для Болгарии (15 самолетов) и Югославии (20) и 40 бомбардировщиков P.37D с двигателями Gnome-Rhone 14N.20/21 мощностью 1050 л.с. - для Румынии (30 самолетов) и Турции (10). Кроме этого, Турция заказала агрегаты для 15 самолетов и приобрела лицензию на их производство. Поставки этих экспортных бомбардировщиков были запланированы на июнь 1940 г., в результате ни один из самолетов не был завершен. Поставки в ВВС Польши начались в начале 1938 года, и впоследствии все эти самолеты были оснащены двойным управлением для использования в качестве учебных. Поставки следующего варианта Р.37В Los В (который имел измененный фонарь кабины, двухколесные основные стойки шасси и двигатели Pegasus ХХ) начались в конце 1938 года. Всего было заказано 150 машин, но только около 70 самолетов были поставлены до начала войны. Еще более гибельным для Польши был тот факт, что из всех самолетов Los В, находившихся на службе, только 36 были полностью укомплектованы для боевого использования, хотя они были быстро дополнены еще девятью машинами. Около 26 самолетов из этого числа были уничтожены в боевых вылетах польской компании, и 17 сентября 1939г. уцелевшие плюс 20 других бомбардировщиков P.37 были отправлены в Румынию.

6 сентября 1939 г. началось общее отступление польских войск за линию рек Нарев, Висла и Сан. Бомбардировачная бригада была переброшена на аэродромы Wlodzimierz, Wegrow, Lukow, Sokolow и Radzyn.

9 сентября рухнул фронт на Севере и 3-я армия фон Кюхлера форсировала Нарев и Буг, в тоже время танки Гудериана сломали польскую оборону в районе Wizna и продвинулись к Brzesc, достигнув глубоких тылов польской армии отступающей на Юго-Восток.

В районе Rozan, Wyszkow и Brok польские бомбардировщики эпизодически наносили удары по наступающим немецким частям. C 10 сентября Бомбардировочная Бригада Верховного Командующего привлекалась к атакам немцев в южном секторе фронта, но действия бомбардировщиков носили неорганизованный характер налетов отдельными самолетами. 12 сентября польские бомбардировщики действовали с аэродромов Владимир-Волынский, Gnojno, Wielicko, Falenicze и Cholopcze. Атакам подверглись немецкие позиции около Radymno, Krakowiec, Jaroslaw, Zamosc и Hrubieszow. 17 и 18 сентября 19 из оставшихся бомбардировщиков типа P-37 Los перелетели в Румынию, 3 в СССР и 1 в Латвию. Всего самолеты Бригады совершили 230 боевых и разведывательных вылетов, сбросив 170 000 кг бомб и сбили во время воздушных боев 7 немецких истребителей. Потери Бригады составили 26 бомбардировщиков P-37 Los, 59 P-43 Karas и 108 членов экипажа.

Организованное сопротивление польская авиация прекратила 17 сентября. Cогласно полученному приказу большинство польских летчиков пересекло 17-18 сентября польско-румынскую границу и направилось во Францию, а затем в Великобританию, где многие продолжили борьбу с немцами. Однако несколько уцелевших самолетов в течение еще двух недель летали над страной, почти полностью оккупированной немецкими и советскими войсками. Некоторые из них успешно воевали даже в начале октября. Так, 1 октября по приказу командующего самостоятельной оперативной группы "Полесье" генерала Клееберга командир приданной группе 13-й разведывательной эскадрильи капитан Э.Перункевич вместе с поручиком К.Радзивиллом производил разведку дислокации германских подразделений на самолете PWS-26. После выполнения задания разведчик подвергся нападению трех "мессершмиттов". PWS-26 не был вооружен, а летчики не имели даже парашютов. Но отвага и летное искусство капитана Перункевича не позволили немецким истребителям уничтожить польский самолет. Эдмунд Перункевич стал последним польским пилотом, выполнявшим боевые вылеты (вплоть до 5 октября) в Оборонительной войне 1939 г.

В Румынию успели эвакуировать 11 бомбардировщиков PZL P-23 "Карась" версии “Б” и 20 "Карасей” версии “А" из летных школ. Румынские летчики использовали эти машины еще несколько лет. Также в Румынию удалось перегнать около полусотни цельнометаллических истребителей монопланов PZL P-7. Однако почти такое же их количество досталось наступающей немецкой армии в качестве трофеев. Около 40 легких самолетов RWD-13 перелетели на румынскую территорию и затем были включены в состав ее ВВС. Во второй половине сентября поляки доставили за границу 32 истребителя Р-11с и 10 Р-11а. Два P-11 были оставлены для обороны Варшавы и сражались до 23 сентября.

Из 225 поступивших в польскую авиацию Р-11 к началу войны сохранилось 165, из них 130 находилось в строевых частях. Они разделялись между Истребительной бригадой (четыре эскадры) и эскадрами, приданными общевойсковым армиям и оперативным группам (семь эскадр). Часть Р-11 была уничтожена ударами "люфтваффе" по польским аэродромам в первые часы войны. Остальные пытались противостоять многократно превосходящим силам немецкой авиации. Это было нелегким делом.

Даже новый Р-11с уступал самому массовому немецкому истребителю Мессершмидт 109 Е в скорости примерно 185 км/ч. А если учесть, что польским машинам к этому времени было по три-четыре года и их моторы уже не могли давать полной мощности, то разница становилась еще больше. С двухмоторным Bf 110 различие в характеристиках становилась меньше, но все равно оставалось значительным. Польские пилоты могли рассчитывать на успех лишь в маневренном бою на горизонталях, используя меньший радиус виража. Даже бомбардировщики немцев, идущие налегке, Р-11с, как правило, мог атаковать либо в лоб, либо разогнавшись за счет предварительного преимущества в высоте. По скорости устаревший истребитель уступал даже собственному польскому бомбардировщику PZL-37 "Лось". Вооружение из четырех, а тем более, из двух пулеметов оказалось слишком слабо против хорошо забронированных и живучих немецких самолетов. Немцы обладали и большим численным превосходством: против каждого польского истребителя на фронте выставили четыре.

Тем не менее, и на устаревших Р-11 польским летчикам удавалось одерживать победы в воздухе. В половине шестого утра в первый день войны поручик Гнысь сбил первый немецкий самолет. Это был пикировщик Юнкерс Ju87B. Истребительная бригада, почти полностью укомплектованная Р-1-1, шесть дней защищала небо Варшавы. За это время она уничтожила 43 самолета противника. Даже скоростные Bf 109 иногда уничтожались польскими летчиками. Тем не менее, перевес явно был на стороне немцев. Счет первого дня войны: четыре сбитых Р-11 и три Bf 109.

Эскадры, приданные армиям, также активно участвовали в боевых операциях. Наиболее жестокие воздушные бои произошли на второй день войны под Лодзем и Деблином. Немцы применяли там в основном "эсминцы" Bf 110. Над Лодзем дрались 30 истребителей одновременно. Немцы сбили два самолета, поляки - три (обе стороны свои потери признали, что встречается довольно редко). Еще один Р-11 разбился при вынужденной посадке.

Р-11 применяли также как ближние разведчики и легкие штурмовики. В качестве последних они иногда несли бомбы. 6 сентября 142-я эскадра успешно накрыла немцев на понтонном мосту. 141-я эскадра, действовавшая в интересах армии "Поморже", пыталась даже штурмовать немецкие танки под местечком Груты. Против танков оружие польских истребителей оказалось абсолютно неэффективно, зато немцы лупили по низко летящим самолетам из всех видов оружия. Погиб командир и еще два летчика эскадры, противник сбил четыре самолета.

Вообще живучесть Р-11 уже не отвечала требованиям современной войны. Брони на самолете не было. Бензобаки не протектировались, в случае пожара бак сбрасывался через выемку в фюзеляже.

Тем не менее, общий итог боевой активности Р-11 оказался достаточно внушителен. Удалось сбить 141 немецкий самолет (включая 23 истребителя). В их число вошли (кроме Bf 109 и Bf 110) бомбардировщики Ju 86, Ju 87, Do 17 и Не 111, разведчики Hs 126. Больше всего уничтожили двухмоторных Не 111-44 машины, а самолет редкой "птицей" оказался устаревший ближний разведчик Не 45 - один самолет. К этому надо добавить два наблюдательных аэростата. Наибольшего успеха на Р-11 добился поручик Скальский - он сбил шесть немецких самолетов (три бомбардировщика и три разведчика). Ни один польский пилот не имел на своем счету более одного истребителя противника.

Быстро редеющие эскадры, подчиненные армиям, вскоре передали в Истребительную бригаду. Самолетов в последней становилось все меньше и меньше. "Чистка" ремонтных мастерских и летных школ обеспечила лишь мизерное пополнение техникой. Зато около 100 машин потеряли в ходе боевых действий - в воздушных боях или на земле. Немало истребителей во время отступления сожгли или бросили из-за неисправностей. Только боевые части польских ВВС потеряли 97 Р-11.

Несколько десятков P-11 оказалось в Румынии, один самолет в Венгрии, некоторая часть стала трофеями Красной Армии в районе Тарнополь - Чертков, а несколько исправных истребителей этого типа попали в руки немцев.

Румынские военные включили бывшие польские P-11 в состав своих ВВС, в которых еще до войны P-11 являлся основным типом истребителя румынской авиации. Из числа интернированных польских самолетов после осмотра и необходимого ремонта ВВС Румынии приняли 26 Р-11с и три Р-11с. Машины модификации "с" использовали для перевооружения в начале 1940 г. двух последних эскадрилий, до того летавших на Р-11.

На 22 июня 1941 г., когда Румыния совместно с Германией напала на Советский Союз, в составе ее ВВС числились 153 исправных Р-11. На них летали целиком 3-я и 4-я группы 3-й авиафлотилии (всего шесть эскадрилий). В 3-й группе имелись только Р-1 If, в 4-й и Р-1 If, и Р-11с. Эти самолеты участвовали в боях в Молдавии и на подступах к Одессе. К 18 августа 3-я флотилия насчитывала только 24 боеспособных истребителя, остальные потеряли в боях или авариях. Из-за устарелости польские машины румыны использовали в основном как легкие штурмовики, что и определило их значительные потери.

Новейший польский истребитель PZL P-50 Jastrzab (август 1939)

Интересна судьба эксперементального самолета польских ВВС P-11g “Кобуж”, планировавшегося как временная альтернатива моноплану P-50 “Ястреб”. "Кобуж" отличался более мощным двигателем "Меркьюри" VIII (840 л.с.) Такие моторы заготовили для "Ястребов". Возможность его установки изучили еще летом 1936 г., но сочли, что прирост тяги поднимет скорость истребителя не более чем до 400 км/ч, что по тому времени уже казалось маловато. Перед надвигающейся войной же решили не привередничать. Капот и выхлопную трубу переделали под новый мотор; в серии планировали внедрить закрытую кабину по образцу строившегося на экспорт истребителя Р-24. Во всем остальном P-11g соответствовал доработанным Р -11 с.

Для 1939 г. такая машина с проектной скоростью 420 км/ч, конечно, выглядела архаично. Но польские ВВС заказали 90 самолетов - три серии по 30 штук, со сдачей в начале 1940 г. PZL должна была строить их в кооперации с другими предприятиями. Успели подготовить лишь опытный образец, облетанный в середине августа 1939 г. Данные испытаний несколько разочаровали, поскольку скорость выше 390 км/ч получить не удалось. Но время поджимало, и истребитель спешно прошел и заводские, и официальные испытания в Институте авиационной техники, получив рекомендацию к серийному производству.

После начала боевых действий опытный самолет эвакуировали. Сменив несколько аэродромов, машина оказалась в Величке под Ковелем, где P-11g использовало звено ПВО. Поручик Щесны 14-15 сентября сбил на "Кобуже" два немецких бомбардировщика. На этой же площадке немцы сожгли и Р-11g.

Печально закончилась судьба новейшего польского бомбардировщика P.49 Mis (модификация P.37 “Лось”), оснащенного двигателем мощностью 1600 л.c. В сентябре 1939 года первый экземпляр был практически собран в Варшаве, но из-за угрозы захвата противником уничтожен своими создателями, не сделав ни одного вылета.

Согласно немецким источникам, в сентябрьской кампании 1939 г. фашистская Германия в воздушных боях, от огня ПВО Польши и в авиакатастрофах потеряла 285 самолетов: 63 разведчика, 79 истребителей, 109 бомбардировщиков, 12 транспортных самолетов, 22 самолета связи и морской авиации.

Польская авиация лишилась 357 самолетов, которые были сбиты в боях либо уничтожены на аэродромах.

ГЛАВА V. БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ НА БАЛТИКЕ. УНИЧТОЖЕНИЕ ПОЛЬСКОГО ФЛОТА.

Hosted by uCoz