НОЧНАЯ АТАКА ПОД ПЕРИСКОПОМ В НАДВОДНОМ ПОЛОЖЕНИИ.
|
Подводная лодка «Поллак» 31 декабря 1941 года действовала в районе южного побережья острова Хонсю. С наступлением сумерек наблюдатель заметил небольшой японский миноносец. Командир подводной лодки приказал приготовиться к бою. Условия видимости не дали возможности предпринять атаку в надводном положении, и лодка погрузилась на перископную глубину. Таким образом, в этот день была предпринята первая ночная атака под перископом подводными лодками Тихоокеанского флота. Перископ, которым пользовались в начале второй мировой войны, поднимался и опускался автоматически. Линзы перископа были сделаны по последнему слову науки и техники, специальные приборы поглощали излишек света и делали изображение ясным. На некоторых больших подводных лодках было установлено по три перископа. Так как перед войной учения подводных лодок проходили в основном с целью совершенствования тактики дневной атаки, то и перископы были приспособлены для действия при дневном свете. Но требования к перископу для действий днем во многих отношениях отличаются от требований в ночных условиях. Необходимы совершенно различные системы линз. Верхняя часть (головка) ночного перископа должна быть большего диаметра для максимальной передачи света, тогда как головка дневного перископа должна быть как можно меньшего диаметра, чтобы ее не заметил противник. Американские подводные лодки начали вторую мировую войну, имея перископы преимущественно для действия днем, что очень сокращало видимость при действиях лодок в темное время суток. Подводники скоро заметили недостатки перископа, и было предпринято ряд мер для их устранения. Перископ был улучшен. Но до лета 1942 года ночные перископы не поступали на вооружение лодок. Настоящий же ночной перископ с утолщенной верхней частью и соответствующей системой линз был выпущен только в конце 1944 года. Велись работы по маскировке перископа; в результате была получена специальная серая краска, которой покрывались головка и тумба перископа, чтобы их не видно было при лунном свете. Довоенная тактика отдавала предпочтение ночным атакам в надводном положении, когда предоставлялась возможность использовать сравнительно большую надводную скорость. В случае, если ночью при хорошей видимости атаку в надводном положении осуществить не удается, считалось необходимым продолжать преследование и, определив направление и скорость движения объекта, произвести атаку сообразно изменившейся обстановке. При этом подводная лодка должна была выйти вперед и начать погружение, следуя одним курсом с противником, а затем провести атаку под перископом. При атаке японского миноносца в районе побережья Хонсю командир подводной лодки «Поллак» действовал согласно установленным правилам. Он начал сближение в надводном положении, затем приказал погрузиться для атаки под перископом. Но следить за объектом через перископ оказалось невозможным. Японский корабль лишь неясно вырисовывался на горизонте. Тем не менее были выпущены две торпеды, но ни одна из них не попала в цель. Возможность дальнейшей атаки была упущена, и преследование противника было прекращено. Днем 3 января «Поллак» обнаружила и начала преследовать японское грузовое судно. Командир решил предпринять атаку под перископом, хотя атаковать противника у берегов Японии было весьма рискованно, да к тому же и условия были неблагоприятными. Выпущенная торпеда снова не попала в цель, и японское судно скрылось. Несмотря на разочарование от первых неудач, командир упорно держался в районе Токийского залива. Упорство было как будто вознаграждено. В ночь на 5 января с подводной лодки заметили еще одно японское судно. Во время предпринятой атаки из надводного положения было выпущено шесть торпед. Услышав три взрыва, командир надеялся на успех. Но он не мог подтвердить потопления этого судна. 7 января был обнаружен небольшой транспорт. По нему выпустили две торпеды. Одна из торпед попала в цель, и транспорт пошел на дно. Это было первое судно, потопленное подводными лодками Тихоокеанского флота. В ночь на 9 января подводная лодка «Поллак» предприняла ночную атаку из надводного положения и потопила еще одно японское грузовое судно. Согласно поступившим донесениям, первые три атаки подводных лодок в Тихом океане являлись ночными атаками в надводном положении. Две из них были предприняты подводной лодкой «Свордфиш» (9 и 11 декабря 1941 года) и одна подводной лодкой «S-38» (12 декабря). Обе лодки сообщили о потоплении японских грузовых судов, но это не подтверждено послевоенными исследованиями.
Подводная лодка ВМС США “Cвордфиш” (“Рыба-меч”; SS-193 Swordfish). Как и большинство других подводных лодок, «Поллак» еще не была оборудована радаром. Ее ночная атака в надводном положении является примером тактики, которая применялась до появления радаров. Это была тактика, которая требовала большого умения и отваги, особенно во время первых действий в водах противника. Однако американские подводные лодки не были подготовлены к действиям ночью. Из-за опасности столкновений ночные упражнения и тренировки почти не проводились. Только в конце 30-х годов ввели ночные учения, но они были весьма элементарными. Репетиции никогда не бывают так поучительны, как боевые действия. Во время учений необходимо соблюдать меры предосторожности. Например, во время ночных учений подводных лодок зажигались огни с целью предотвратить возможные столкновения. Кроме того, подводные лодки получали лишь ограниченное число учебных торпед. Безусловно, в маневрах нельзя было воспроизвести ответные действия противника на атаку подводных лодок. Определение результатов учебной торпедной атаки ночью похоже на определение искусства снайпера, стреляющего холостыми патронами в воображаемую цель. Была сделана попытка снабдить учебные торпеды светящимся наконечником, чтобы наблюдатели могли следить в темноте за их движением. В 1940 и 1941 годах ночные учения все еще находились в стадии развития. Хотя немецкие подводные лодки в то время уже довольно успешно осуществляли ночные атаки в надводном положении, американские подводные лодки не тренировались в проведении ночных атак. Только 23 из 69 имевшихся подводных лодок проводили ночные торпедные атаки в надводном положении. В результате малочисленности тренировок американские подводные лодки начали войну, не разрешив целого ряда тактических проблем. Требовалось определить, насколько снизится различимость силуэта подводной лодки при различных изменениях в надстройке. Уже во время войны при первой возможности на подводных лодках осуществили целый ряд усовершенствований. Был сильно срезан мостик, а другие палубные надстройки уменьшены до предела. Очертания подводной лодки стали более плоскими и закругленными, сглаженными. Но все-таки многие недостатки сохранились. Например, не был разрешен вопрос окраски, а следовательно, и ночной маскировки. Прошли месяцы, пока, наконец, пришли к выводу, что лодка, окрашенная в черный цвет, гораздо виднее ночью, чем имеющая более светлую окраску. Довоенные наблюдения касались в основном подводной лодки в погруженном состоянии, поэтому не возникала мысль о лучшей защитной окраске лодки в надводном положении. Самым большим недостатком было отсутствие прибора для определения пеленга цели с мостика лодки в ночное время. Приборы управления торпедной стрельбой с надводных кораблей ввиду их громоздкости нельзя было приспособить для использования на подводных лодках. В 1941 году главное управление кораблестроения разработало для подводной лодки учебный пеленгатор. Такие пеленгаторы начали поступать на вооружение лодок на Тихом океане с началом боевых действий. Однако приспособленный для действий в дневное время пеленгатор был практически неприменим для ночных операций. Немногие командиры подводных лодок решились бы зажигать свет на мостике, а для пользования пеленгатором был необходим свет, без которого не видно данных прибора. При крайней необходимости данные наблюдения с мостика передавались в боевую рубку, но для этого тоже нужно было специальное приспособление, которое в конце концов и было создано — передатчик пеленга цели. Этот передатчик, созданный по предложению подводников, служил двум целям: при помощи этого прибора оператор мог в условиях полной темноты определять пеленг цели и, кроме того, передавать данные группе управления огнем. Несмотря на спешку, при которой создавался передатчик, он сослужил американским подводным лодкам большую службу, особенно в первый период войны. Когда война началась, таких приборов было еще совсем мало. Большинство же подводных лодок оборудовали пеленгаторами, непригодными для действия в ночное время. Только немногие из подводных лодок получили новые передатчики. Во всяком случае, в начале войны на Тихом океане управление торпедной стрельбой, как и тактика ночного боя, находилось в стадии развития. Опытные офицеры-подводники рекомендовали, чтобы для ночной стрельбы в надводном положении угол упреждения, рассчитанный для залпа, устанавливался как угол установки гироскопа. Командир подводной лодки «Поллак» капитан-лейтенант Мосли пользовался подобным методом, когда в ночь на 9 января установил контакт с японским торговым судном в районе мыса Инубо на острове Хонсю. Цель была обнаружена в 0 час. 50 мин. Несмотря на то, что в этом районе два дня тому назад был торпедирован японский транспорт, обнаруженное судно шло с зажженными огнями. Вероятно, капитан его не верил в то, что молния может ударить два раза в одно и то же место. Мосли приказал увеличить скорость. После сорокаминутного преследования в надводном положении в 1 час. 30 мин. по судну выстрелили двумя торпедами из носовых торпедных аппаратов, но торпеды в цель не попали то ли из-за ошибки в управлении огнем, то ли из-за недостатков в самих торпедах. Командир повернул лодку на обратный курс, и было выпущено еще две торпеды. Одна из них попала в цель, в результате было потоплено японское судно «Тейан Мару» грузоподъемностью 5387 т. Той же ночью подводной лодкой «Поллак» был атакован японский миноносец, однако выпущенная торпеда не попала в цель. Это была последняя торпеда. Так закончилось первое патрулирование. Израсходовав все торпеды и потопив два судна общим тоннажем около 11 000т, подводная лодка «Поллак» вернулась на базу после 39 дней плавания. Подводная лодка «Гаджен», вышедшая из Пирл-Харбора в японские воды, патрулировала в проливе Бунго в довольно спокойной обстановке, однако не потому, что так хотел командир корабля. Движение судов в этом районе было весьма слабым. Командир, как и вся команда, стремился к активным действиям, два раза готовился к атаке, но его постигла неудача. 4 января было обнаружено грузовое судно. С подводной лодки было выпущено две торпеды, которые не попали в цель. Ночью 10 января было обнаружено другое торговое судно. В предпринятой атаке в надводном положении было выпущено три торпеды, из которых две, вероятно, попали в цель. Однако потопление судна не подтвердилось. Как и другие подводные лодки, «Гаджен» в то время нуждалась в радаре, сказывались недостатки перископов в ночное время, а также недостатки в конструкции прибора для управления торпедной стрельбой. Действия лодки были ограничены инструкцией главного штаба, которая гласила: «Находясь в радиусе действия дозорной авиации противника (500 миль), подводная лодка должна в дневное время оставаться в погруженном состоянии и всплывать на поверхность только ночью». К этой инструкции был приложен список японских баз, в которых находились самолеты, а также были указаны вероятные пути движения японских подводных лодок в районе баз. Люди, составлявшие эту инструкцию, переоценивали авиацию как врага подводных лодок. Предвидя большие потери, главное командование приказало командирам действовать с осторожностью. В главном штабе считали, что подводные лодки должны атаковать противника с глубины, ориентируясь при помощи гидроакустических установок, и по возможности избегать всплытия на поверхность. Но эти довоенные директивы в скором времени должны были быть пересмотрены, и в этом немалую роль сыграл опыт боевых действий подводной лодки «Гаджен». Командующий подводными силами Тихоокеанского флота так комментировал отчет командира лодки о патрулировании: «Из 51 дня плавания лодка находилась на позиции только 12 дней. При следовании на позицию (8 дней) и обратно (7 дней) «Гаджен» в дневное время шла подводным ходом. Это большой перерасход времени, большую часть которого лодка должна была находиться на позиции. Учитывается, что лодка не имела радара для обнаружения самолетов, но все же, используя затемнение, она могла большую часть пути двигаться с большей скоростью в надводном положении. По донесению командира лодки, он видел на переходе только два самолета противника». Из опыта плавания, длившегося 51 день, можно было сделать вывод о неверных положениях прежней тактики. 25 января, когда «Гаджен» находилась в 600 милях от острова Мидуэй, было перехвачено радиосообщение военно-морской воздушной станции командующему Тихоокеанским флотом о трех японских подводных лодках, движущихся на запад от Мидуэя. Одна из лодок по пути обстреляла названный остров. Поскольку японские лодки шли на запад, а «Гаджен» — на восток, примерно на одной параллели, встреча их в океане была вполне возможна. 26 января в 23 час. 20 мин. поступило сообщение о том, что одна из трех японских лодок направляется прямо к месту нахождения «Гаджен». Командир лодки капитан-лейтенант Гренфель решил продолжать патрулирование в погруженном состоянии и неожиданно атаковать противника из подводного положения. Человеку, не искушенному в подводной войне, нападение одной подводной лодки на другую может показаться сказкой. Но на самом деле это напоминает схватку тигров. Во время первой мировой войны британские подводные лодки вели бои с немецкими лодками, в 1939 и 1940 годах подводные лодки союзников тоже встречались с подводными лодками противника, когда те выходили из своих укрытий, расположенных на французском побережье. Действия лодок против лодок представляют собой стремительные события и требуют быстрых решений. Подводная лодка может преследовать другую лодку в погруженном состоянии, и под водой могут разыгрываться страшные трагедии. Вполне возможно, что многие подводные лодки из тех, которые числятся в «пропавших без вести», погибли в подводных боях. Результаты этих боев очень трудно установить. Когда же нападающая лодка находится в погруженном состоянии, а объект — на поверхности, исход боя можно наблюдать в перископ. Так было с подводной лодкой «Гаджен», находившейся под водой, и японской подводной лодкой, которая появилась на горизонте утром 27 января. Сначала в 8 час. 59 мин. гидроакустик обнаружил шум винтов приближающейся лодки противника, а через несколько минут наблюдения в перископ подтвердили ее присутствие. Японская лодка, озаренная лучами утреннего солнца, скользила по водной глади со скоростью около 15 узлов. Команда «Гаджен» заняла боевые посты, командир стоял у перископа. Были определены скорость, курс и другие данные о лодке противника. Перископ периодически поднимался и опускался. В нем была отчетливо видна вражеская лодка. В 9 час 8 мин. были выпущены одна за другой три торпеды. Раздался страшный взрыв, за ним другой, затем все стихло. Когда был поднят перископ, поверхность океана оказалась совершенно чистой. Никто не знал, потоплена или повреждена японская подводная лодка. По прибытии в Пирл-Харбор командиром «Гаджена» было доложено лишь об атаке японской лодки. Но командующему подводным флотом на Тихом океане было известно, что из трех лодок противника, замеченных в районе Мидуэя, только две возвратились на базу. После войны выяснилось, что была потоплена японская лодка «И-173» водоизмещением 1785 т. В отчете о патрулировании первых трех американских подводных лодок в Тихом океане было сказано: «Все лодки, за исключением «Гаджен», подверглись атакам противника в японских водах и все благополучно вернулись в базу. Только одна из лодок получила незначительные повреждения, но жертв среди личного состава не было». Другие подводные лодки должны были следовать примеру первых трех. Штаб флота так сообщил о возвращении лодок: «Подводные лодки Тихоокеанского флота вернулись из похода к берегам Японии с триумфом. Многие офицеры и матросы из экипажей лодок неделями не видели дневного света. Лодки прошли до самых рубежей Японии, топили суда иногда прямо на виду у противника и выдержали атаки глубинными бомбами». (По книге Roscoe T. United States submarine operations in World War II. )
|
ВОЕННО - МОРСКОЙ ФЛОТ |
ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА |
НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ
|